ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 16

В этот период происходит дальнейшее обогащение житийной литературы переводами с греческого и сирийского языков; появляются сборники житийной литературв – Праздничные Минеи Соломона (Согомона) Макенаци (VIII в.), «Атомадир» Гагика, настоятеля монастыря св. Атома (конец IX в.), его же переводы ряда мученичеств с сирийского и переводы с греческого врача Ованнеса (IX в.). От этой эпохи также дошло несколько Житий в составе исторических сочинений, в том числе «Истории» Ованнеса Майрагомеци, Житие Степаноса Сюнеци в «Истории» Мовсеса Каланкатуаци. XI–XII века ознаменовались расцветом армянской житийной литературы, которая находилась под влиянием византийской традиции. Огромную роль в развитии житийной литературы сыграли «вторые переводчики», особенно католикосы Григор II Вкаясер, Григор III Пахлавуни, Нерсес IV Шнорали, писатель Нерсес Ламбронаци. Ими были осуществлены сбор, перевод и толкование древних Житий и мученичеств, восполнен перевод «Житий святых отцов» V в. Нерсес Ламбронаци перевёл с латыни «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» папы Римского Григория I Великого (Двоеслова). Этот период отмечен появлением перевода с греческого языка «Синаксаря» Овсепа Костанднуполсеци (991–992 гг.), включающего Житие Григория Просветителя, Мученичество Рипсимянских дев и др. Создано несколько редакций армянского «Синаксаря» («Айсмавурка»): Тер-Исраэла (1240 гг.), Киракоса Аревелци (середина XIII в.), Григора Анаварзеци (рубеж XIII и XIV вв.). В жанровом отношении житийная литература представлена двумя основными направлениями – книжно-риторическим и народным. В XI–XIII вв. господствующим становится первое направление. Был создан ряд похвальных Житий и панегириков, посвящённых как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в армянской житийной литературе стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются Жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные Жития XII–XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своём роде Житие Григора Нарекаци, которое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI–XV вв. получили Жития – памятные записи, а также синаксарные Жития и мученичества. Разные редакции «Синаксаря» выражали определённые тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, например, редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция «Синаксаря» Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счёт историй святых отцов и мучеников, современников Хлатеци.

 



 
PR-CY.ru