ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 11

Тем не менее, многие агиографические тексты, в том числе III  IV вв., до сих пор остаются неизданными или не имеют надлежащего критического издания. Не началась пока и публикация византийских Житий в том контексте, в котором они по большей части бытовали, т.е. в составе календарных и иных сборников (единственное исключение – переводной Супрасльский сборник, дометафрастовская Минея Четья за март с добавлениями). Немало памятников византийской житийной литературы сохранилось лишь в церковнославянских и грузинских переводах, частично ещё не опубликованных. В поствизантийский период появилась необходимость перевода византийских Житий на народный греческий язык. Одним из первых и самых значительных произведений на народном языке стал сборник «Сокровище» митрополита Нафпактского и Артского Дамаскина Студита (ум. в 1577 г.). В нём помимо Слов религиозно-нравственного содержания были собраны агиографические тексты, например, «Чудеса великомученика Димитрия Солунского». В этом же направлении многое было сделано монахом Агипием Ландом (Ландосом; ум. после 1664 г.), который перевёл на народный греческий язык Жития святых, написанные преподобным Симеоном Метафрастом, и издал их в нескольких книгах: «Новый Рай» и др. Эпоха османского господства повлекла за собой сопротивление турецкому игу, вследствие чего появились греческие новомученики. В конце XVIII – XIX в. их многочисленные Жития были собраны такими видными деятелями церковной науки, как преподобный Никодим Святогорец («Новый Мартирологион», 1799 г.), а также святитель Макарий Нотара, митрополит Коринфский, преподобный Афанасий Паросский, иеромонах Никифор Хиосский. При их участии был составлен сборник Житий «Новый луг» (1819 г.). Важным этапом в развитии новогреческой агиографии стало составление преподобным Никодимом Святогорцем свода «Синаксарист», включившего помимо основного корпуса Житий небольшие сказания о новых греческих, болгарских и сербских святых (1819 г.). Им же были составлены и другие сборники, в том числе «Неон Эклогион» (1803 г.). В конце XIX в. была возобновлена работа по составлению агиографических сводов. Наиболее значительными исследователи считают труд греческого агиографа и издателя монаха Константина Дукакиса (13-томный «Великий Синаксарист», 1889–1896 гг.) и одноимённый свод В. Матфеу (1956 г). В конце XX в. иеромонахом Макарием Симонопетритом было составлено многотомное собрание Житий святых (1987–1996 гг., шесть томов; переработанное издание на греческом языке: 2001–2007 гг. 12 томов).

 



 
PR-CY.ru