ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 14

Сохранились также чудеса некоторых мучеников (Меркурия, Виктора и др.). К агиографии близко примыкал пограничный жанр литературы, так называемые плирофории («пропагандистские истории»). Они представляли собой переработанные с полемической (обычно антихалкидонитской) целью истории из жизни царей и церковных деятелей, например, «Рассказы Диоскора о Соборе» и Похвала Макарию, епископу Ткоускому, составление которой также приписывается Диоскору Александрийскому. По мере экспансии в Египет арабского языка (VIII–X вв.) роль коптского как литературного постепенно уменьшалась. В этот период агиографические тексты дополнялись и изменялись в народной традиции, так что фольклоризированные переработки житийных повествований стали важной частью коптской народной культуры и породили как агиографические романы (например, «Роман о Камбизе»), так и песни и сказки, героями которых были святые и подвижники. Последним сохранившимся произведением коптской житийной литературы исследователи считают Мученичество пострадавшего от мусульман Иоанна Фаниджойтского (1210 г.). Составленное в эпоху, когда коптский язык уже практически вышел из употребления, оно отличается более высоким художественным уровнем, чем многие ранние Жития. Ряд коптов, убитых мусульманами, были впоследствии причислены Коптской церковью к лику святых как новомученики, появились их мученичества на арабском языке. «Коптский Синаксарь» (XIII–XIV вв.), составленный, по мнению исследователей, первоначально на бохайрском диалекте, также сохранился лишь на арабском языке в двух редакциях: верхне- и нижнеегипетской. Научное исследование коптской житийной литературы началось с работ Эмиля Клемана Амелино, опубликовавшего в конце XIX в. ряд текстов и обзорное критическое исследование актов мучеников, почитаемых в Коптской церкви. Фундаментальной обобщающей работой по египетской мартирологической литературе с привлечением греческих, латинских, коптских и арабских источников исследователи признают работы Ипполита Делеэ (1923 г.). В труде Эванса О'Лири де Лейси (1937 г.) приведён базовый синаксарный список святых Коптской церкви с отсылками к их коптским Житиям. Литературный подход к коптским мученичествам с акцентом на анализе идей был применён Т. Баумайстером, который выделил особую модель (так называемую koptischer Konsens), согласно которой идея «непобедимой жизни», в целом присущая египетскому менталитету, выражается через агиографический мотив неоднократной смерти и воскресения. Издание коптских мученических текстов осуществляли Уоллис Бадж, А. Иверна, И. Балестри, В. Тиль, Т. Орланди и др. Многие тексты были исследованы Т. Орланди. В последнее время активно изучается пахомианская традиция, по которой опубликованы работы Э. Амелино, Д. Дж. Читти, А. Вейо, Александра Леоновича Хосроева и др.

 



 
PR-CY.ru