ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 15

Армянская житийная литература появилась с распространением в Армении христианства, которое в 301 г. было провозглашено государственной религией. IV век был периодом внедрения христианской литературы на греческом и сирийском языках в армянскую церковную среду. Житийная литература переживала бурный расцвет после создания письменности в начале V в. В этот период армяне приобщились почти ко всем видам христианской литературы, в том числе и к житийной. Из переводов с греческого языка на армянский язык был составлен сборник «Жития святых отцов»; с сирийского языка были переведены Житие равноапостольной Фёклы, «Послание царя Авгаря Эдесского», Деяния Персидских мучеников («Мученики Востока») епископа Маруты Майферкатского, с греческого языка – риторические пособия, послания, речи, похвальные Слова святителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, оказавшие заметное влияние на армянскую житийную литературу. Одновременно зарождается армянская оригинальная житийная литература, в которой представлены как панегирические произведения, так и простые повествовательные. В V в. были составлены армянские версии Сказаний об апостолах Фаддее и Варфоломее, Житие Григория Просветителя, Мученичество Рипсимянских дев (см. подробнее в ст. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев), вошедшие как составные части в «Историю Армении» Агафангела, а также Мученичество святой Шушаник. Ранние памятники проникнуты легендарно-эпическим духом, полны рассказов о чудесах; в них созданы монументальные и цельные образы героев. Исследователи отмечают, что драматизмом отличаются Мученичества Рипсимянских дев и святой Шушаник. К жанру житийной литературы обращались армянские историографы V в. Фавстос Бузандаци, Агафангел, Мовсес Хоренаци, Елише. В их произведениях искусно сплетены исторический, эпический и агиографический стили. По мнению исследователей, самое значительное произведение армянской житийной литературы V в. – Житие Маштоца. Будучи похвальным Житием, оно сочетает характерные черты исторической прозы и античной биографии. Со второй половины V в. армянская житийная литература приобретает новую особенность: христианство становится важным фактором борьбы за независимость. Яркий пример этого – исторический труд Елише «О Вардане и войне армянской». Эта черта армянских мученичеств прослеживается в дальнейшем вплоть до позднего Средневековья. Житийная литература VI–IX вв. постепенно отделяется от других жанров, выступает в классических формах. В ней исследователи видят тенденцию к абстрактному и риторическому повествованию. Таковы Мученичества Йездибузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака. Лишь один из лучших памятников армянской житийной литературы того времени – Мученичество Ваана Гохтнеци (VIII в.) – продолжает традиции V в., обнаруживая сходство с народным эпосом.

 



 
PR-CY.ru