ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 17

В житийной литературе народного направления XIII–XV вв. исследователи выделяют группу, посвящённую деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280–1338 гг.) и Татевского (1345–1410 гг.) университетов (Нерсес Мушский, Есаи Ничеци, Ованес Воротнеци, Григор Татеваци), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта – антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045 г.), особенно в XIV–XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления житийной литературы идёт по пути упрощения жанра. В XVI–XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI–XVII века исследователи считают периодом упадка житийной литературы. Научное исследование армянской житийной литературы с начала XIX в. вели венецианские мхитаристы; больших успехов достигли Мкртич Авгерян и Г. Алишян. Двенадцатитомный капитальный труд М. Авгеряна «Полное собрание Житий и мученичеств святых» с включением повествований об общехристианских святых (до XIII в.) выделяется источниковедческими комментариями. Автор уделил особое внимание древнеармянским переводам, оригиналы которых на сирийском, греческом и других языках утрачены. Двадцати четырёхтомная серия «Соперк айкаканк» («Мелкие армянские сочинения»), изданная Г. Алишяном, содержит все Жития и мученичества армянских святых и похвальные Слова им. С конца XIX в. активно велась филологическая и источниковедческая работа с житийной литературой в контексте исследования ранних памятников армянской христианской литературы А. Гутшмидта, Пауля Антона де Лагарда, О. Гатрджяна, Б. Саргисяна, А. Ташяна, Н. Бузандаци, Г. Зарбаналяна. Издания, переводы и исследования житийной литературы осуществляли Никита Осипович (Мкртич) Эмин (древние апокрифы и мученичества), Николай Яковлевич Марр и Илья Владимирович Абуладзе (тексты V–X вв., армяно-грузинские литературные связи и их характер), Галуст Тер-Мкртчян (древние памятники), Гарегин Овсепян (основная часть Житий XI–XV вв.), Яков Амазаслович Манандян и Рачия Акопович Ачарян (тексты XII–XIX вв.). Манук Хачатурович Абегян в «Истории древнеармянской литературы» впервые дал литературную оценку агиографическим текстам. Это направление в исследовании продолжили Карапет Агабекович Мелик-Оганджанян, М. Авдалбекян и др. Вкладом в изучение армянской житийной литературы стало издание нескольких сборников Житий и мученичеств в переводе на русский язык Кнарик Суреновны Тер-Давтян.

 



 
PR-CY.ru