ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 20

Тем не менее русская церковь этого периода (как митрополия византийского патриарха) зафиксирована в церковном уставе императоров Льва VI Мудрого (886–912 гг.) и Константина VII Порфирогенета (912–920 гг.). Может быть, это – договоренность с Римом о разграничении «зоны влияния»? В любом случае, Лев VI вошел в историю как мудрый защитник Византии от болгар и сарацин (мусульман). Не является ли неожиданный набег «русских» варягов на Константинополь их точным расчетом, когда столицу было просто некому охранять, и опасности с этой стороны (не исключено, что и предательства, удара в спину) никто не ожидал? Мирный договор с варягами был письменно подтвержден в 911 г. новым императором Константином VII Багрянородным, но уже в 912 г. Олег умер якобы от укуса змеи, выползшей их черепа ранее любимого коня. Не является ли эта легенда литературной аллитерацией, символизирующей самого Олега как змею, неожиданно выползшую из черепа некогда послушного служаки? Во второй половине IX в. Византия еще остается одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Ее население составляло 24 млн. человек. (Для сравнения – демографические данные по 1000 г.: Франция – 9 млн., Италия – 5 млн., Сицилия – 2 млн.) Надо признать, что для таких огромных территорий количество населения было совсем не велико, тем более что его уменьшали постоянные эпидемии, войны и зависимость от климата. Земледелие был неразвито, культура земледелия как таковая внедрялась в это время только в бенедиктинских монастырях. Представления о границах также сильно отличались от нынешних – они были достаточно условными. Усиление Византийской империи во многом было связано с приходом к власти Македонской династии (867–1056 гг.). Первый ее представитель Василий I (867–886 гг.) – выходец из армянских крестьян, переселившийся в Македонию, поэтому в эпоху этой династии при императорском дворе и в управлении было много армян. Но армяне не признавали решений Халкидонского собора и были иконоборцами, сторонниками больше светского знания, чем монашеского богословия. К тому же в конце IX в. Византии пришлось много сил потратить на подавление крестьянско-плебейской секты павликиан. Тем не менее со второй половины IX в. византийское общество вступает в период стабилизации. Македонская династия устанавливает сравнительно крепкий централизованный режим. Вместо монастырей функции культурных центров вновь начинают выполнять поднимающиеся из упадка города, снова возрастает значение светских элементов культуры, возобновляется интерес к классической древности. Даже патриарх Фотий, выразитель идей своей эпохи, находил время делать подробные записи о попадавшихся ему языческих и христианских книгах. Он и члены его кружка совмещают ученые занятия с поэтическими. В частности, Фотий отмечает, что «излишняя и неумеренная отделка» губит непринужденную, безотчетную прелесть слога и ведет к невразумительности, проистекающей от ненужных добавлений, восхищается стилем аттического красноречия. Из своих аннотаций различных сочинений он составляет сборник «Мериобиблион». Правление Македонской династии часто называют «золотым веком» Византии. В этот период оформляется пышный этикет византийского двора, строгий церемониал приема послов, создается правовая основа института соправителей. Патриарх Фотий поставил вопрос о равенстве духовной и светской властей, поэтому с конца IX в. традиционный обряд венчания на царство дополнен обрядом помазания, т.е. очищения от прошлых грехов.



 
PR-CY.ru