ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 21

Придворная жизнь Византии X в. запечатлена в памятнике, известного под названием «О церемониях», который, несомненно, принадлежит этому времени, хотя включает много более раннего материала. Авторство приписывается императору Константину VII Багрянородному (Порфирогениту). Порфирогенит (Порфирородный) означает «рожденный в порфире», т.е. в комнате Большого императорского дворца, стены которого выложены камнем пурпурного цвета. Рождение в этой комнате означает, что отец младенца в этот момент был императором (не все византийские императоры могли носить этот титул). Павликианская секта была лишь плебейским проявлением иконоборчества, хотя и несла угрозу самому существованию христианства, но враждующие партии вынуждены были пойти на взаимные уступки. Поэтому до конца X в. между католичеством и православием преобладало чувство единства, хотя после низложения Фотия и до окончательного разделения церквей отношения между ними были редкими и случайными. Само низложение Фотия можно рассматривать как реакцию монахов-консерваторов на возрождение элементов классической древности в византийской культуре, тем более что на окраинах империи язычество составляло сильную оппозицию православию. Характерно, что отношения между церквами были хуже всего тогда, когда кафедры были заняты лучшими людьми. Так, патриарх Николай I Мистик (901–907 гг.), последователь Фотия, был низложен при содействии папы Сергия III за то, что отказался в 905 г. благословить четвертый брак императора Льва VI Мудрого, т.к. на Западе четвертый брак считался позволительным. Но в 912 г. Николай опять появился на патриаршем престоле и успел примириться с партией своего соперника Евфимия – в акте единения четвертый брак был запрещен. Разрыва с Римом тогда не последовало, т.к. не с кем было разрывать: папский престол представлял в это время жалкое зрелище (см. выше). На соборе 995 или 996 г. была провозглашена вечная память всем патриархам, препиравшимся с папами. С конца IX  и до начала XI вв. Византия вела войну с Болгарией. Болгарский хан (или князь) Борис (Михаил) вынужден был принять греческое христианское крещение. Языческую оппозицию Борису-Михаилу возглавил его сын, князь Владимир, но он был свергнут отцом. Борис-Михаил ушел в монастырь, а на трон посадил другого сына, Симеона. При новом царе началась борьба Болгарии и Византии за гегемонию на Балканах.  Симеон подчинил все соседствующие с ним византийские земли и объявил себя царем болгар и греков. Он короновался короной, присланной из Рима, но католичества не принял, а провозгласил независимую от Византии патриархию и, как император, стал сам назначать патриархов. Честолюбивый и прекрасно образованный царь Симеон стремился создать славяно-греческую империю во главе с болгарской династией и столицей в Константинополе. Симеон ввел церковное служение на славянском языке, который стал государственным языком. Идеологическую основу он поставил под контроль христианской церкви, в отличие от Византии утвердил принцип наследственности престола – от отца к сыну или от брата к брату. Симеон добился династического брака сына Петра и внучки императора Романа I Лакапина (920–944 гг.), фактически узурпировавшего власть при Константине VII Багрянородном. (Константин вернул себе трон только в 945 г. и оставался на нем по 959 г., да и то в качестве соправителя при своем сыне Романе II, занимаясь преимущественно описанием императорства своих предшественников.)



 
PR-CY.ru