ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 19

Но то, что в Болгарии православие не было уничтожено, а стало даже процветать, является не только их заслугой. Известно, что гонения на учеников Мефодия после его смерти усилились при участии «честного» папы Стефана V. Из Моравии они были изгнаны при папе Иоанне IX, несмотря на то, что он нуждался в поддержке славян, поскольку враждовал с немцами. В это же время отмечается образование государств на территории нынешней Чехии; в Праге были даже воздвигнуты православные церкви св. Климента и св. Георгия. Но уже к середине X в. при правлении князя Болеслава католичество здесь одерживает победу. В Польше православие исповедовалось до конца X в., а в начале XI в. король Мечислав вообще изгнал из Польши всех священников византийского обряда. Было принято крещение из Византии и даже создано епископство в Венгрии в середине IX в., но уже в 973 г. правитель из дома Арпадов Геза, поддерживаемый в своей деятельности немцами, не мог не пригласить миссионеров из граничащей Баварии. И хотя правители-католики терпимо относились к православию и к православным монастырям на своей территории, католичество в Венгрии возобладало, усилившись при сыне Гезы Стефане-Иштване. К этому же времени предание относит и крещение Руси. По поводу образования русского государства и его христианизации существует множество точек зрения: от крайне норманнской, до абсолютно антинорманнской, но истина находится где-то посередине. Опираясь на «Повесть временных лет…», которую нельзя рассматривать как историческую хронику, а всего лишь как литературное произведение, к тому же, видимо, написанную гораздо позже, можно утверждать, что варяги (сами или с чьей-то помощью) делали набеги на Царьград (Константинополь) в 60-х и 70-х гг. IX в. Можно также согласиться, что на территории Восточной Европы пытались укрепиться и другие группы варягов, которые соперничали между собой. Но едва ли можно согласиться с утверждением, что главной своей задачей они ставили христианизацию местных племен и народов. Летопись рассказывает о трех походах (набегах) варягов во главе с Аскольдом и Диром на Византию: в 860, 866 и 874 гг., причем, только первый набег был удачным, поскольку был слишком неожиданным, а остальные закончились поражением. В Новгороде к этому времени умер первый варяжский князь Руси Рюрик, так и  не решившийся совершить экспансию на юг. Власть перешла к Олегу, чья дружина в 885 г., заняв ряд городов, овладела Киевом и сделала его столицей государства. Исследователи упоминают победу над греками в 907 г., в результате которой был подписан торговый договор. Преданье гласит, что этот поход готовился 23 года (т.е. ситуация не располагала к нему), и что Олег, уходя, прибил к Золотым воротам Царьграда свой щит в знак торжества над греками. Подчеркивается, что победа при этом была достигнута без пролития крови, за что Олег получил прозвище «Вещий», т.е. великий, чудесный, мудрый. Но мудрому человеку, тем более одержавшего блистательную победу над мощным противником, не пристало прибивать свой щит на воротах поверженного города. Победитель уходит гордо, а щит можно прибить к воротам от чувства злобной беспомощности. Даже если даже такая победа была, то она была значительной только для варягов, совершавших бандитские набеги. Утверждение же о том, что дружина Олега чуть было не поставила Византию на колени – очень сильное преувеличение.



 
PR-CY.ru