ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 5

Конь, уздою сдерживаемый или всадником управляемый, – образ, к которому обращаются св. отцы, чтобы наглядно показать неискушённому слушателю, как воздержанием управляется тело, сдерживаются его страстные порывы, показать значение воздержания в жизни христианина. Все святые имеют свидетельство о своём воздержании. Жизнь святых и блаженных людей и пример Самого Господа в пришествие Его во плоти обязывает нас, увещевает Василий Великий, к воздержанию. «Моисей с помощью долговременного пребывания в посте и молитве приял закон и слышал глаголы Божьи... (Исх. 33:11). Илия тогда удостоен зрения Божия, когда и он достиг в равную меру воздержания». И Даниил достиг чрезвычайных видений по 20-м дне поста; и три отрока воздержанием угасили силу огненную; и у Иоанна Предтечи всё направление жизни определено воздержанием. «Им и Господь начал явление Своё». «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдёшь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь...», – поучает Иоанн Златоуст. И Игнатий (Брянчанинов) полагал, что «истончавающий себя воздержанием приближается к здравию». Добродетель воздержания не исчерпывается воздержанием в пище, питье, к ней относится воздержание чувств, воображения, памяти, воздержание в сне, в общении с людьми и многие другое. Воздержание служит началом и основанием всех христианских добродетелей. Воздержание было первой заповедью Господа Адаму; нарушение этой заповеди привело Адама к другому преступлению – нарушению целомудрия. «Якоже воздерживаеши чрево твое от объядения и пьянства, тако воздерживай язык твой от клеветы и осуждения, празднословия, сквернословия и буесловия. Якоже удерживаешь руки твои от убийства, воровства, хищения и грабления, тако удерживай от ударения и биения. Якоже постишися от пищи и пития, тако постися от всякого зла», – поучал Тихон Задонский. Чтобы христианина можно было узнать, говорит Григорий Нисский, нужно, чтобы верующий в жизни проявлял черты совершенств, «разумеемых во Христе». Христианин не только должен позаботиться о подавлении и искоренении страстей, если они уже угнездились в его природе, – но должен стремиться также к тому, чтобы предотвратить саму возможность их возникновения, достичь такого состояния, когда человеческие потребности действуют в нормальных пределах и естественных границах, подчиняясь управлению разума человека. Напрасно притворяются некоторые, утверждал Иероним Стридонский, что удовольствия не мешают им сохранять веру, целомудрие, душевную непорочность, ибо «противно природе – наслаждаться избытком удовольствий без удовольствия», а утопая в наслаждениях и удовольствиях, невозможно думать о чём-то другом. Состояние полной воздержности, когда ум управляет телом, его чувствами и потребностями, является искомым, достигаемым, идеальным, а не фактически данным и в действительности переживаемым, поэтому человеку приходится употреблять различные аскетические средства для приведения своей природы в это нормальное состояние.

 



 
PR-CY.ru