ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 6

Обычно чувственность в человеке господствует, и какая-либо из страстей в отдельности или все в совокупности если и не явны в человеке, то при благоприятствующих условиях всегда готовы пустить корни и постепенно сделаться главенствующим началом в его жизни, создавая непреодолимое препятствие для достижения им религиозно-нравственного совершенства. «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всём жизнь становится тогда постоянною нормою». Василий Великий, подчёркивая значение воздержания, приводит слова апостола Павла о последних временах: ко многим видам порока апостол причисляет невоздержность (2 Тим. 3:1–3). Наше свободное произволение всегда нуждается в помощи Божьей: в мире ничего не бывает без Бога, но всё происходит по Его воле и при Его содействии или по Его попущению. Поэтому и правильное воздержание нуждается в помощи Божьей. Симеон Новый Богослов полагает, что поскольку воздержание является плодом Святого Духа, то оно подаётся Им страждущему; воздержный пусть не думает, предупреждает он, что воздержание является делом его собственной силы, – это дело благодати Христовой, поскольку Христос через Святого Духа дарует воздержание тем, кто проявили желание освободиться от страстей, стали противиться греху, но были побеждаемы им. Григорий Нисский, также подчёркивал, что тот, кто припишет самому себе плоды подвижнических трудов, у того вместо нетленных плодов рождается высокомерный образ мыслей. Апостол Пётр представляет воздержание как одно из проявлений специфических особенностей веры в христианской жизнедеятельности («покажите в вере вашей... воздержание» – 2 Петр. 1:5–6), причём воздержание из других особенностей христианской жизни, с одной стороны, ближе всего связывается с «рассудительностью» (собственно «ведением»), а с другой стороны – с «терпением»: «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение» (2 Петр. 1:6). Воздержание является плодом истинной веры, согласно Тихону Задонскому; оно – от «духовного сердца», от духовного рождения. Исходным пунктом воздержания служит вера, а конечным результатом её развития является любовь, которая представляет собой цель всего религиозно-нравственного развития христианина, вдохновляемого и одушевляемого верой. «Господь учит нас, что воздержание – это путь к вечному спасению, свидетельство веры и наилучшее приуготовление нашей плоти к тому дню, когда она облечётся в нетленность для исполнения последней воли Божьей». Терпение поддерживает и совершенствует воздержание. Оно состоит не только в перенесении скорбей и страданий (ср.: Рим. 5:3; 2 Кор. 1:6; Иак. 1:3–4), но также в борьбе с внутренним злом в человеке. «Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается...» (Сир. 1:23). Воздержание рождается от страха Божия, а страх – от веры в Господа. Максим Исповедник поясняет, что страх бывает двояким: «чистым» и «нечистым»; тот страх, который возникает при проступках из-за боязни наказания, – страх нечистый, причиной своей такой страх имеет грех и уничтожается вместе с грехом через покаяние; чистый страх не уничтожается никогда, «потому что он каким-то сущностным образом был внедрён Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу», поэтому тот, кто не боится Бога как Судию, не боится из-за Его превосходящей силы (т.е. кто не имеет страха нечистого), но имеет благоговейный страх, пребывающий вовек (ср.: Пс. 18:10), и с подобающим преклонением любит Бога, – тот, хотя ещё и не приобрёл навыка в добродетели, а находится «в преддверии Божественного храма добродетелей», не лишён приличествующих ему благ.

 



 
PR-CY.ru