ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 4

«Плодом духа» называет воздержание апостол, считая воздержание одной из наиболее существенных особенностей христианской жизни по началам духа, в противоположность деятельности, вдохновляемой и руководимой плотью (Гал. 5:19–23). «Понятие “воздержаниие” в святоотеческой аскетической письменности имеет объём очень широкий, захватывая своим содержанием не только «внешнего человека», но также и «человека внутреннего», так что «воздержание телесное» (continentia corporalis) далеко не покрывает собою всего названного понятия, в его святоотеческом употреблении, представляя собою лишь один из его существенных моментов». Исидор Пелусиот различает три вида воздержания: воздержание по причине отвращения, воздержание немощи, но есть и другие воздержания, – говорит он, – «для упражнения и достижения большего преуспеяния»; отвергает первое, еретическое воздержание, «искажающее Христов закон», и отдаёт предпочтение третьему, подвижническому воздержанию. Воздержание ценнее, если воздерживаются от того, что под руками и перед глазами, а не от того, чего лишены. Необходимость воздержания для христианской жизни. Апостол Павел считает принцип воздержания общеобязательным требованием для подвижника-аскета, в Послании к Коринфянам он пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я... усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:25–27). Воздержание, – полагает Василий Великий, – это «истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела даже до самых естественных ощущений и пожеланий, – начало духовной жизни...» Непосредственная цель воздержания – сдерживать чувственность человека, умерщвлять похоть, наконец, привести чувства и поступки к послушанию разуму, таким образом, чтобы в человеке преобладал человек духовный. Порабощение плоти, согласно Василию Великому, ничем так успешно не достигается, как воздержанием. «Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил уды свои, яже на земли (Кол. 3:5)». «Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа», – обращался Игнатий (Брянчанинов) в «Слове утешения к скорбящим инокам». Воздержание в своём полном осуществлении, при условии правильного, целесообразного пользования им, обеспечивает достижение не только «отрицательной» цели – искоренения пороков, освобождения от «страстей», но вместе с этим необходимо предполагает и положительное совершенствование христианина путём приобретения добродетелей, противоположных порокам, предупреждающих их. На вопрос, необходимо ли воздержание намеревающимся жить благочестиво, Василий Великий отвечает: «Что необходим закон воздержания, – ясно, во-первых, из того, что апостол воздержанию приписывает успех в непорочности служения, когда говорит: «В трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» (2 Кор. 6:5–6), и в другом месте: «В труде и в изнурении, часто в бдении...» (11:27), и ещё: «Все подвижники воздерживаются от всего» (1 Кор. 9:25). Да и умерщвление и порабощение плоти ничем не производится так успешно, как воздержанием, потому что кипучесть юности и неукротимость в стремлениях, как бы некоторою уздою, удерживаются воздержанием».

 



 
PR-CY.ru