ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 9

Кроме того, согласие должно быть на определённое время, «пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо всё дано». Ибо и апостол Павел учит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Апостол добавляет, что сказанное им не повеление, а позволение, так как он предпочитает безбрачие. «Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу, – говорил Игнатий (Брянчанинов). – Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности к Христу». Тертуллиан отмечал, что «в воздержании вдовы больше заслуги, потому что она знает, чего лишается. Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает; та венчается благодатью, а эта мужеством и доблестью». Иоанн Лествичник учил, что «пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение». «Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения...», – наставлял Игнатий (Брянчанинов). Иоанн Кассиан Римлянин разъяснял, что относительно образа поста не может соблюдаться одинаковое правило; питание в пост не должно быть для всех одинаковым, поскольку «он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и с силою тела», поэтому «различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа..., все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение». Немощь плоти, отмечал он, не препятствует чистоте сердца, если употреблять пищу, которая нужна для поддержания тела, а не для ублажения похоти, даже и умеренное употребление мясной пищи в таком случае позволительно: бывает, что те, кто отказывались от всего по любви к воздержанию, скорее падали, чем те, кто по немощи употребляли и мясную пищу, но в необходимую меру. «Во всяком состоянии можно сохранить воздержание и быть непорочным». Игнатий (Брянчанинов) учил, что пост и другие благочестивые подвиги, «которыми смиряется плоть и покоряется духу..., должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои». Кто против поста? – задаёт риторический вопрос Феофан Затворник, – пост одно из первых дел не только для монаха, но для каждого христианина; «но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен». И Паисий (Величковский) отмечал, что «Святая Церковь соборная, проклиная хулу еретическую о брашнех, воздержание почитает».

 



 
PR-CY.ru