ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 7

Григорий Нисский подчёркивает, что «в том-то и состоит истинное совершенство, чтобы воздерживаться от жизни во зле вовсе не из рабского страха перед наказанием...» В «Главах о любви» Максим Исповедник, подтверждая своё деление страха на два вида, которое он даёт и в «Вопросоответах к Фалассию», говорит, что и от того страха, который рождается от угрозы наказания (нечистого страха), появляется в нас воздержанием, а затем терпение, бесстрастие и любовь; этому (первому) виду страха соответствуют слова Священного Писания: «...Страх Господень отводит от зла» (Притч. 16:6), второму – «Страх Господень ведёт к жизни...» (Притч. 19:23). Отношение воздержания к смирению или вначале к смиренномудрию (согласно Игнатию (Брянчанинову), смирение – чувство сердечное, соответствующее смиренномудрию; «сначала нужно приобучаться к смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение») ясно выражено в примере, который приводит Игнатий из жизни монахов египетского скита (по «Достопамятным сказаниям»): брат спросил авву, какой путь ведёт к смирению; воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари, отвечал старец. Иоанн Златоуст считал воздержание основой целомудрия; Никита Стифат называл всестороннее воздержание «матерью» целомудрия и чистоты души. Предстать перед Господом в чистом теле и с чистой душой, т.е. целомудренным, возможно, считал Иоанн Лествичник, если только сохранять безгневие и воздержание; соблюдающие заповедь о воздержании не впадают, говорит он, в преступление против целомудрия. Целомудрие отличается «от многотрудных начал воздержания», согласно Иоанну Кассиану Римлянину, совершенством, постоянным спокойствием. Но «иное быть воздержным, а иное чистым», т.е. прийти в состояние «непорочности, нерастленности, что называется невинностью», – полагал Иоанн Кассиан Римлянин; такое состояние сродни девственности (по уму или по плоти), «как два Иоанна в Новом Завете (Предтеча и евангелист), в Ветхом были также Илия, Иеремия, Даниил». По словам Иоанна Лествичника, «узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им» (Мф. 7:14). Подвиг воздержания, говорил Василий Великий, касается не одного удержания от наслаждения пищей, воздержный не будет праздновать победу над чревом и в то же время уступать славе, преодолевать похоть и порабощаться богатством или другим неблагоприятным расположением (гневом, печалью и т.п.). Любителю добродетели надлежит отсекать всё излишнее, ибо не в пище только, но и в одежде, и в месте жительства, и в домашней утвари, и в ином подобном нужно соблюдать необходимую потребность и не нарушать довольства малым. Что пользы от телесного поста, если не чисты мысли; «какой прок от поста и молитвы и бодрствования, если нет мира и радости и любви»? Телесное воздержание человека предполагает наблюдение его ума за состоянием его физических и душевных сил и потребностей для удержания их в должных пределах. В таком случае «ум действует в соответствии с естеством». «...Есть пост и нетелесный, есть воздержание невещественное, относящееся к душе, – удержание себя от зла; его ради нам узаконено и то воздержание от яств».

 



 
PR-CY.ru