ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 8

Если, воздерживаясь от вина и мяса, мы виновны в грехах воли, то предсказываю, продолжает Григорий Нисский, что не принесут нам никакой пользы вода, и овощи, и бескровный стол, «если мы не имеем внутреннего расположения, подобного внешней видимости», ибо пост узаконен для чистоты души. «Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келью свою от роскоши и от излишнего, и это поведёт тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию, а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя» (ср. об отношении к собственности в первых христианских общинах: Деян. 2:45; 4:34–35). Обращаясь к женщине, Иоанн Златоуст задаёт риторический вопрос: для чего ты постоянно расслабляешь своё тело роскошью, губишь силу тучностью, ибо тучность – слабость для тела, а не крепость; если вести себя иначе, тогда явится и красота телесная. По словам апостола, жёны должны украшать себя «не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами...» (1 Тим. 2:9). Вместе с тем богатство само по себе не зло, пояснял Иоанн Златоуст, зло – беззаконное употребление его: мы должны распоряжаться богатством, а не оно нами. Утверждая христианское учение в опровержении еретиков-евстафиан, отцы Гангрского собора (около 340 г.) подчёркивали, что похвальна простота и неизысканность в одежде, а всякая роскошь достойна порицания: «...Простоту и малоценность одежд, употребляемых токмо ради попечения о теле неизысканного, похваляем: а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся». Воздержание есть матерь целомудрия. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3). Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда, плотских удовольствий, но чтобы быть свободным и от других страстей. Один пленяется женской красотой, другой – деньгами, последний, считает Ефрем Сирин, в большей степени нецеломудрен, ибо у него нет природного побуждения. «Нигде не читаем мы, что брак запрещён, ибо он сам по себе – благо. Только апостол нас учит тому, что лучше брака. Позволяя его, он предпочитает ему воздержание. Он позволяет брак по причине ухищрений искусителя, но предпочитает воздержание ввиду скорого конца света». Девство, согласно Исидору Пелусиоту, даётся тем, кто «препобедили невоздержание» и сохраняют его, постами и бдением призывая содействие свыше. Но и в браке, согласно Кириллу Иерусалимскому, люди могут быть воздержными, зная время для воздержания, посвящая это время молитве, и если они вступили в брак не по любострастию, но для деторождения. Особый вид подвижничества – воздержание в брачной жизни, обычай, встречающийся с первых веков христианства. Так, Аммон (память 4 октября), первый подвизавшийся в Нитрийской пустыне, был вынужден по настоянию родителей вступить в брак, но в брачную же ночь говорил своей супруге о целомудрии и о хранении девства. По согласию взаимным молчанием охраняли супруги тайну целомудрия. Однако вступившие в брак должны оставлять друг друга ради воздержания только по взаимному согласию, ибо, когда один супруг оставляет другого для воздержания, вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния – и тот, кто оставил, будет повинен в грехе оставленного.

 



 
PR-CY.ru