ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 3

Ессеи соблюдали воздержание от клятв, лжи, стяжательства. Бедность и аскеза провозглашались принципом жизни. Они не имели ни денег, ни собственности. От членов общины требовалось максимальное ограничение в удовлетворении потребностей, смирение и очищение. Неумеренный аскетизм прослеживается в самом устройстве секты – делении членов на группы, или классы, и т.п.: «...Все люди Израиля знают каждый своё место в общине Бога... Никто не опустится ниже своего положения и не поднимется выше места (определённого по) его жребию». В результате ессеи создали культ исключительности, выражающейся в том, чтобы «любить всех сынов Света», т.е. членов общины, «и ненавидеть всех сынов Тьмы», т.е. всё остальное человечество. В иудейских сектах (у ессеев и терапевтов) исследователи видят языческие влияния. Секта терапевтов придерживалась Закона Моисея, но стремилась к одухотворению иудейства путём обращения к философии Платона. Члены общины предавались созерцанию, жили за пределами городов, в уединённых местах, в простых жилищах. «Заложив в качестве фундамента воздержание, они строили на нём и другие добродетели души», не пили и не ели до захода солнца, ибо считали, что свет предназначен для любомудрия, а тьма – для нужд тела, одни принимали пищу через три дня, другие – на шестой день; позаботившись таким образом о душе, в седьмой день они ухаживали и за телом; в пищу терапевты употребляли только хлеб с солью и воду (лишь необходимое, без чего нет жизни), менее воздержные приправляли пищу иссопом. Одежда также была самая простая: зимой – плащ из грубой шерсти, летом – туника или кусок полотна. Каждые семь недель (они поклонялись числу 7, ибо «почитали его святым и вечно девственным»), в канун самого большого праздника на 50-й (самое святое для них и, с их точки зрения, соответствующее природе число) день, они собирались в культовом помещении на проповедь, пение гимнов и совместную трапезу, состоявшую из родниковой воды, хлеба с солью и иссопом («ведь вино – яд безумия, роскошные приправы возбуждают... вожделение»). Некоторые точки соприкосновения богослужения терапевтов с христианским богослужением (чтение Священного Писания, проповедь, пение, молитва) дали ошибочное основание Евсевию Кесарийскому увидеть в иудейской секте терапевтов раннехристианскую общину (Euseb. Hist. eccl. II 16). Содержание понятия воздержания в христианстве. «Воздержность – это душевное состояние, никогда не преступающее пределы здравого рассудка. Воздержанным является тот, кто сдерживает стремления, противные здравому разуму, или владеет собой настолько, что желает только праведного и честного». Благоразумие рождается через верность заповедям, а праведность, копирующая Божественный порядок, укрепляет нас в воздержании. Только человеческая природа, волнуемая страстями, нуждается в воздержании. «Именно через эту воздержность, научившись довольствоваться малым, она старается своей предрасположенностью возвыситься до природы Божественной. ...Нужды человека происходят от физического тела и рождены вместе с ним, однако воздержность с помощью рассудка учит его сводить эти нужды к минимуму». Воздержание – умение добиваться контроля над желаниями.

 



 
PR-CY.ru