ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 18

Он становится высшей судебной властью РПЦ, он один и окончательно принимает Устав, и вносит в него изменения, только он полномочен принимать окончательно решения по делам церковного управления, за исключением избрания Патриарха Московского и всея Руси, и лишь те решения архиерейского Собора подлежат утверждению со стороны поместного Собора, которые носят вероучительный или канонический характер. Таким образом в действующем Уставе решена проблема канонически правомерного уточнения компетенции архиерейских и поместных Соборов. В Уставе 1988 г. архиерейский Собор был поставлен в подчинённое положение по отношению к поместному Собору, несмотря на то что канонически архиерейскому Собору принадлежит ничем не умалённая полнота власти в поместной церкви. Для такого перераспределения функций поместного и архиерейского Соборов существуют бесспорные канонические основания. Каноны по сути дела знают исключительно собор епископов области, т.е. поместной церкви. Так, правило  19 четвёртого Вселенского собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». Правило 8 Трулльского собора изменило периодичность в созыве Соборов, но не коснулось их состава: «Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели Церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето». Тот же исключительно архиерейский состав Собора предусмотрен правилом 6 седьмого Вселенского собора и правилом 14 Карфагенского собора. В правиле 18 (27) Карфагенского собора речь идёт о том, чтобы на Соборах Африканской церкви, епископат которой был особенно многочисленным (многие сотни архиереев), каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями, при этом непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло имети совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Соборов говорят также правила 76 (87), 127 (141, 142) Карфагенского собора. Правило 40 Лаодикийского собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

 



 
PR-CY.ru