МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Исследователи полагают, что Молченская икона Божьей Матери не была исключением из этого ряда. И только через более чем сотню лет пребывания в Софрониевой пустыни, в XVI в., в эпоху распространения символики Богородичного Акафиста в иконописи, икона была дополнена символическими изображениями и таким образом приобрела свои неповторимые черты. Топонимическое наименование Молченской иконы Божьей Матери получило известность на приграничных территориях, связанных с обретением и перемещением иконы, а также на тех землях, куда привозили списки – «копия и мера» иконы с указанием названия протографа. На остальной территории России иконография Молченской иконы Божьей Матери именовалась «Камень Горы Нерукосечный» по связи с характерными символами этого извода. Традиционно в качестве мест пребывания списков Молченской иконы Божьей Матери назывались: Софрониева пустынь, Большой Молченский монастырь в Путивле, в селе Бусинове (ныне в черте Москвы). В настоящее время иконы этого редкого типа иконографии находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Третьяковской галерее, Государственного музея истории религии, в Переславле-Залесском, Иванове, Ярославле, селе Бусинове, селе Угодичи Ростовского района Ярославской области, в Большом Молченском монастыре Путивля, в Сумском художественном музее, в севском Крестовоздвиженском женском монастыре, в частных коллекциях. Исследователи отмечают, что для произведений, которые не были прямыми списками Молченской иконы Божьей Матери, характерны различные варианты положения фигур Богоматери и Младенца и использования прообразовательных символов. На иконах этого типа представлено молитвенное общение Божьей Матери с Сыном, на Которого Она устремила взгляд. В ответном движении Младенец протягивает к Ней обе ручки (без свитка). Фигура Богомладенца и Его нимб не перекрывают левое плечо Богоматери, поэтому иконописец помещал на него ещё один лунный диск. Радуга начинается от левого плеча Божьей Матери и заканчивается на правом предплечье. К небольшой горке и наклонной лестнице со множеством перекладин добавилось доминирующее изображение града на горе (икона «Богоматерь Гора Нерукосечная», конец XVIII – начало XIX вв., Государственный музей истории религии и Государственный исторический музей).

 



 
PR-CY.ru