МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 11

Список Молченской иконы Божьей Матери с надписью о том, что образ, «нарицаемый Молченский», был создан «в граде Путивле в Молченском монастыре… что за посадом подле реки Семи в генваре 1739 г.», хранится в Художественном музее города Сумы. В 1742 г. была написана Молченская икона Божьей Матери, которая ныне находится в Историческом музее (25,7×20,1 см). В барочном овальном картуше на нижнем поле помещён текст: «Истое изображение и мера с чудотворнаго образа Претстыя Бдцы нарицаемыя Мол/чанския яже есть во граде Путивле в молчанскам мнастыре: написася ашмв (1742) го/г.». Ещё одной особенностью иконы исследователи называют орнаментированные поля: по золотому фону чёрной краской написан растительный орнамент, имитирующий чеканку и состоящий из соцветий, бутонов и листьев, усыпанных райскими яблочками, – воспроизведение драгоценной ризы иконы, созданной в 1729 г. Редкий подписной образ из собрания Государственного Эрмитажа интересен исследователям автографом иконописца в надписи под изображением: «Изобразися в меру стаго честнаго и чудотворонаго образа нарицаемыя Молческия яжа есть во граде Путивле в Молченском монастыре что за посадом подле реки Семи усть речки Крынки ашлв г. (1732) в месяце майи писал иконописец Иван Федорав». Иван Фёдоров известен исследователям как диакон и иконописец из города Путивля, ещё одно атрибутированное ему произведение – икона Богоматери «Всем скорбящим Радости» (1746 г., Музей-заповедник «Кижи»). К другим спискам Молченской иконы Божьей Матери, имевшим прямое отношение к протографу или к его ближайшим копиям, относится ряд икон. Среди них – один из наиболее ранних – небольшой (26,8×22,7 см) образ Божьей Матери «Гора Нерукосечная» из собрания И.В. Арсеньева, который происходит из Центральной России и датируется около серединой XVII в. Ещё один список Молченской иконы Божьей Матери находится в собрании Исторического музея. Это – небольшая икона (27×20,5 см), датируемая первой половиной XVIII в., которая поступила в музей в 1937 г. с названием «Нерукосечная Гора». После расчистки живописного слоя, находившегося под плотным слоем неравномерно потемневшей олифы (были многочисленные восковые вставки, грубые записи по ликам Богородицы и Младенца и т.д.), открылось необычайно лёгкое и прозрачное авторское письмо (реставратор Алексей Николаевич Хетагуров).



 
PR-CY.ru