МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Иными словами, на протяжении первой половины XVIII в. насельники Большого Молченского монастыря были уверены в том, что подлинная святыня находится в их обители. В 1653 г. пустынь на Молче была восстановлена как приписная к Большому Молченскому монастырю в Путивле, а со времени настоятельства в ней преподобного Софрония (Батоврина; 1656–1692 гг.) получила самостоятельность и стала называться Софрониевой. В XVIII в. Софрониева пустынь начала тяжбу с севским Троицким монастырём за обладание святыней. Поводом послужило исцеление в севском Троицком монастыре во время пения Акафиста перед Молченской иконой Божьей Матери сухорукого странника. Этот человек хорошо был известен в Софрониевой пустыни, и когда весть о его исцелении дошла до настоятеля пустыни, тот, полагая, что чудо явила подлинная Молченская икона Божьей Матери, возбудил ходатайство о возвращении иконы из Севска. Спор об иконе пришёлся на период между 1751 и 1762 гг. (этот промежуток времени определяется вступлением в должность настоятельницы игуменьи Маргариты и кончиной императрицы Елизаветы Петровны). Узнав о ходатайстве Софрониевой пустыни, настоятельница севского Троицкого монастыря игуменья Маргарита «решилась идти пешком в Петербург и просить защиты своему монастырю у Государыни Императрицы Елизаветы Петровны… Сказывают, что путешествие ея было под видом нищей страницы с одною единомысленною спутницей в Молчении, посте и непрестанной молитве. Труды ея увенчались успехом. Предание говорит, что было предписано: подлинный чудотворный образ Молченской Божией Матери оставить в Севском монастыре, а для удовлетворения благочестивого желания настоятеля Сафрониевой пустыни и братии снять с сего образа копию» (Государственный архив Брянской области). Копия чудотворного образа находилась в тёплой Благовещенской церкви Софрониевой пустыни. После названных событий усердием игуменьи Маргариты, московских и петербургских благотворителей для Молченской иконы Божьей Матери была сооружена сребропозлащённая риза с драгоценными камнями и киотом: «Корона была осыпана бриллиантами, венец, сияние и лествица – стразами, радуга выложена в три ряда разноцветными камнями. На убрусе прикреплена бриллиантовая звезда, на правом плече – звезда из мелких алмазов, на ожерелье был крупный жёлтый топаз, осыпанный мелкими бриллиантами, а верх этого камня обвит мелким жемчугом. Над головой Божией Матери изображён Дух Святой на финифти с сиянием из стразов. По обеим сторонам изображено по ангелу, которые держат святую икону, а вверху и внизу ангелов – по три херувима» (Государственный архив Брянской области). Тяжба между монастырями делает несостоятельной версию о принесении Молченской иконы Божьей Матери в Севск в 1770 г. инокинями Спасо-Духова монастыря. Также исследователи замечают, что начало тяжбы практически совпало по времени с пожаром, случившимся в Путивле в 1752 г., когда в Большом Молченском монастыре, по мнению братии, погибла в огне подлинная чудотворная Молченская икона Божьей Матери; дело о гибели иконы рассматривалось в Путивльском духовном правлении.

 



 
PR-CY.ru