МАРК ЕВГЕНИК - Страница 10

Исследователи не исключают, что перу Марка Евгеника принадлежит неопубликованное описание иконы святого Димитрия. Исследователи отмечают, что гимнографическое наследие Марка Евгеника весьма обширно и может быть разделено на две неравные части – произведения, написанные до Флорентийского собора, и произведения, написанные после него. К первой группе принадлежит, прежде всего, канон патриарху Евфимию, написанный в связи с его кончиной в 1416 г. Восемь умилительных канонов Одигитрии (Богородице-Путеводительнице) на основании содержащихся в их тексте высказываний датируются временем турецкой осады Константинополя и эпидемии летом 1422 г. Последование (канон и стихиры) святому Алексию, человеку Божию, как полагают исследователи, было написано по поводу женитьбы византийского императора Иоанна VIII Палеолога на дочери трапезундского императора Алексея IV в 1427 г. Благодарственный канон Иисусу Христу за исцеление императора Иоанна VIII Палеолога был создан в 1432 г. Последование (канон и стихиры) Святым страстям датировано Э. Миневой периодом между 1430 и 1437 гг., поскольку к тому времени упоминаемые в произведении реликвии страстей Христовых были возвращены в монастырь святого Георгия в Манганах. Канон преподобномученице и чудотворице Феодосии на исцеление ног патриарха Иосифа и благодарственное последование ей же с другими двумя канонами по тому же поводу были написаны предположительно в 1436 г. Стихиры святой Параскеве Новой («Сербской»), практически не почитавшейся в Византии (в отличие от соседней Болгарии), скорее всего, как полагают исследователи, были созданы во время патриаршества происходившего из Болгарии Иосифа II (1416–1439 гг.). Последование Симеону Метафрасту (состоящее из канона, стихир и синаксаря) содержит просьбу о даровании церквам «единомыслия» (на этом основании Э. Минева датировала их временем перед Флорентийским собором, а именно периодом между 1422 и 1437 гг.). Между тем, как полагают исследователи, упоминание в тексте о «василевсах» (во множественном числе) позволяет исследователям сузить временной промежуток до 1421–1425 гг., когда Иоанн VIII Палеолог был соправителем своего отца Мануила II. Этому соображению не препятствует, как полагают исследователи, то обстоятельство, что в другом месте памятника упоминается «василевс» в единственном числе, т.к. в данном случае автор мог иметь в виду старшего из императоров.

 



 
PR-CY.ru