МАРК ЕВГЕНИК

МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394 – 1445 гг.) – митрополит Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, византийский богослов, полемист и гимнограф, святитель (память 19 января). Важный источник сведений о Марке Евгенике – его «Синаксарь», написанный его братом Иоанном Евгеником в составе «Последования» в честь Марка Евгеника. Он известен исследователям в двух редакциях, первая из которых сохранилась в парижской рукописи и была издана С. Петридисом (редакция P), а вторая сохранилась в рукописях и была издана Л. Пти (редакция IB). Последняя версия содержит несколько более детальный рассказ о молодых годах Марка Евгеника, чем первая. Так, именно из неё исследователям известно, что его учителями были Иоанн Хортазмен и Георгий Гемист Плифон, что его учёба пришлась на царствование Мануила II Палеолога, и что он был пострижен в монашество на острове Антигона. Согласно редакции IB, Марк Евгеник после кончины отца стал его преемником в руководстве школой, а впоследствии – советником императора Мануила II Палеолога. Исследователи отмечают, что в редакции P порядок событий иной – Марк Евгеник сначала становится приближённым императора, а уже потом наследует отцу в руководстве школой и входит в состав клира. Исследователи отмечают, что эта версия «Синаксаря» содержит ряд отсутствующих в других редакциях сведений о последних годах жизни Марка Евгеника. По мнению Л. Пти, обе редакции отражают разные стадии авторской работы над текстом и окончательной является изданная им версия (эту точку зрения принял Джон Джилл). Возражая ей, Э. Минева предположила, что меньшее внимание к молодым годам Марка Евгеника в версии P объясняется тем, что после падения Византии многие давние события потеряли значение. По мнению исследовательницы, в обстановке общей катастрофы требовалось, прежде всего, запечатлеть образцы героического поведения, которые обнаруживались именно в последний период жизни Марка Евгеника. Этими мотивами Э. Минева объясняет содержащиеся в редакции P намёк на чудо, совершённое Марком Евгеником при осаде Лемноса турками, и подробное описание страданий, пережитых им во время агонии. Как отмечает Э. Минева, изменению ситуации соответствует и замена в просительных канонах «Одигитрии» слов, относящихся к имперской столице и императору, на более общие понятия. Также Марку Евгенику посвящены надгробные слова Георгия Схолария (впоследствии Константинопольский  патриарх Геннадий II Схоларий) и Иоанна Евгеника, «Синаксарь» авторства великого ритора Мануила Пелопоннесского, находящийся в его «Книге о Марке, святейшем митрополите Ефесском, о Флорентийском Соборе, о Георгии Гемисте Плифоне и Виссарионе с опровержением их нечестивых сочинений», службы Иоанна Евгеника и Мануила Пелопоннесского. Деятельность Марка Евгеника на Флорентийском Соборе подробно отражена в «Латинских актах» этого Собора, в «Греческих актах» и в «Воспоминаниях» Сильвестра Сиропула. О Марке Евгенике вкратце упоминают в своих исторических сочинениях его современники Михаил Дука и Лаоник Халкокондил. Также о Марке Евгенике писали его ученик Феодор Агаллиан в сочинении «Моя апология», другие его современники. Сведения о жизни Марка Евгеника исследователи черпают из его «Изложения о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о Соборе, бывшем во Флоренции» и из его писем.

 



 
PR-CY.ru