МАРК ЕВГЕНИК - Страница 18

Найдя невозможными первые два ответа, он рассматривает последний и, в свою очередь, находит в нём два варианта (действие естества или действие Ипостаси), каждый из которых он также признаёт несостоятельным. При этом, в частности, Марк Евгеник ссылается на положение Аристотеля, согласно которому единое числом действие происходит от единого числом фактора. Марк Евгеник не проходит и мимо наследия Августина Блаженного, мнение которого о том, что именования «Премудрость» и «Сила» являются общими для Лиц Святой Троицы, он приводит в защиту своей точки зрения. В написанном, по словам самого Марка Евгеника, во Флоренции, но опубликованном уже в Константинополе «Исповедании веры» он обращает внимание на ещё одно возможное понимание слов об исхождении Святого Духа «от Отца через Сына», а именно как указывающих на дарование Святого Духа людям посредством Сына и вместе с Ним. Ссылки на западных учителей церкви Марк Евгеник не хочет ни знать, ни принимать, поскольку они не были переведены, не были одобрены вселенскими Соборами, а также потому, что он считает их испорченными и имеющими много вставок. В вопросе о времени пресуществления Святых Даров Марк Евгеник доказывал, что установительные слова Христа («Приимите, ядите...» и «Пейте из неё все...») «являются как бы предисловием ради памяти о совершавшемся тогда событии и как бы дают силу предлежащим Дарам для пресуществления и последующих за этим молитвы и благословения священника, чтобы уже этим действием пресуществить Дары в самый Первообраз». В подтверждение этого мнения Марк Евгеник приводил слова из древней литургии, сохранившейся в «Апостольских постановлениях», из литургий апостола Иакова, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Во всех этих источниках молитва о претворении даров в Тело и Кровь Господни следует за установительными словами. По словам Джона Джилла, «как бы ни оценивать доводы Марка, впечатление увлечённого рвения и искренности, которые пронизывают его сочинения, верности традиционной вере его Церкви, ненависти и презрения к тем, кто, как он думал, были склонны заразить её обманами и ересями Запада, должно было весьма вдохновить тех, кто уже отверг унию. Оно также должно было привлечь на его сторону многих, кто ещё колебался, так как он затрагивал струны, уже хорошо знакомые грекам, которым вряд ли нужны были гневные слова такого защитника для того, чтобы поверить в худшее о латинской Церкви. Как Восток, так и Запад признавали в нём наибольшее препятствие для унии... Он был единственным из греческих архиереев..., чьё поведение всё время было последовательным, кто был свободен от упрёков. И при всём том он был почитаем за святость своей жизни». Однако непоследовательность исследователи видят в том, что в ходе Флорентийского собора Марк Евгеник дважды (в конце марта и в течение всего июня 1439 г.) уклонялся от дискуссий.



 
PR-CY.ru