МАРК ЕВГЕНИК - Страница 6

Джованни ди Монтенеро выступил на этих заседаниях с речью, в которой представил пространное собрание святоотеческих цитат в подтверждение Filioque, после чего по порядку подверг критическому разбору доводы Марка Евгеника. На состоявшихся затем совещаниях греческой делегации подавляющее большинство, согласно Александрийскому местоблюстителю Григорию Мамме, высказалось за соглашение с «латинянами», а против были лишь Марк Евгеник и митрополит Исаия Ставропольский. На совещании греческой делегации 30 марта Марк Евгеник заявил, что западные христиане не только схизматики, но и еретики, а Византийская церковь не объявила об этом лишь по причине их многочисленности. Когда же Никейский митрополит Виссарион возмутился тем, что в таком случае верившие в исхождение Святого Духа от Отца и Сына святые были еретиками, Марк Евгеник сказал о своём недоверии к подлинности тех святоотеческих цитат, которые приводились западными делегатами. Согласно Сильвестру Сиропулу, недовольные этими словами Марка Евгеника Митилинский митрополит Дорофей и Лакедемонский митрополит Мефодий чуть не набросились на него с кулаками. На последующих заседаниях греческой делегации Марк Евгеник не возражал ни Никейскому митрополиту Виссариону, выступившему с пространной речью о значении предлогов «от» и «через», ни Георгию Схоларию, представившему три письменные речи в защиту унии. Когда 15 апреля кардинал Джулиано Чезарини вместе с некоторыми западными делегатами явился к патриарху и в числе прочего заметил, что не имеющий, что ответить, кажется согласным, он указал на продолжающееся молчание Марка Евгеника. Марк Евгеник опять включился в дебаты после того, как в новой смешанной богословской комиссии из двадцати членов западные представители предложили грекам принять текст развёрнутого заявления, в котором однозначно признавалось предвечное исхождение Святого Духа от Отца и Сына. Никейский митрополит Виссарион, Киевский митрополит Исидор, Митилинский митрополит Дорофей, протосинкелл Григорий Мамма и Лакедемонский митрополит Мефодий высказались за принятие этого заявления, остальные греческие делегаты вместе с Марком Евгеником были против. Последовал спор между Никейским митрополитом Виссарионом и Марком Евгеником, в котором Марк Евгеник цитировал против Filioque высказывания Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. В дальнейшей дискуссии Марк Евгеник старался показать, что святые отцы говорили об исхождении Святого Духа как «через Сына», так и «с Сыном». После споров греческой делегация приняла составленное Георгием Схоларием определение, в котором, в частности, говорилось, что Святой Дух «проистекает» естеством от Двоих, «а именно от Отца через Сына». Когда патриарх Иосиф предложил согласиться с тем, что выражения «через Сына» и «от Сына» в сочинениях восточных святых отцов равнозначны, а Святой Дух исходит от Отца через Сына «как от одной причины и начала», то его поддержали Киевский митрополит Исидор, Никейский митрополит Виссарион и Митилинский митрополит Дорофей, против выступили Марк Евгеник, Ираклийский митрополит Антоний, Монемвасийский митрополит Досифей и Анхиальский митрополит Софроний.

 



 
PR-CY.ru