МИСТРА - Страница 10

Храм расположен таким образом, что одна его стена примыкает к скале. Снаружи храм отделан очень просто. Исследователи полагают, что фрески этой церкви входят в единую стилистическую группу с такими византийскими произведениями, как миниатюры из рукописи богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина (1371–1375 гг.), миниатюра из Евангелия из монастыря Кутлумуш на Афоне (Иоанн с Прохором). Исследователи отмечают, что эту группу памятников объединяет ряд стилистических черт: удлинённые изящные пропорции фигур, ритмичные движения, трактовка драпировок, мягкий колорит (эти фрески исследователи обычно относят к произведениям константинопольской школы). Продуманность программы росписи позволяет исследователям говорить о влиянии на них идей исихазма. Росписи сохранились практически полностью. В центре купола располагается поясное изображение Пантократора. Ниже находятся фигуры двенадцати пророков, расположенные попарно между колоннами. Здесь же, в восточной части купола, представлен образ Пресвятой Богородицы и двух ангелов, а напротив них изображение Этимасии. Между окнами барабана находится ещё один ряд пророков. В алтаре подробно изображены сцены, связанные с таинством евхаристии. Кроме «Небесной литургии» в жертвеннике, оба нижних яруса во всех трёх апсидах заняты образами святителей. Третий регистр центральной апсиды занимает композиция «Служба святых отцов». В том же ряду на северной и южной стенах вимы, напротив друг друга, изображено «Причащение апостолов» под двумя видами. В конхе центральной апсиды находится образ Пресвятой Богородицы на троне, в тимпане над конхой – Ветхозаветная Троица. Внизу, на северной и южной стенах вимы, представлены соответственно композиции «Жертвоприношение Авраама» и «Три отрока в пещи огненной», в своде вимы – «Вознесение». Все сцены евангельских событий расположены в строгой хронологической последовательности на сводах и стенах наоса. Иконографическое повествование начинается в южном рукаве креста. На восточных столбах размещено «Благовещение». Восточный свод южного рукава занимает «Рождество Христово», западный свод – «Крещение». Между ними в люнете южной стены – «Сретение». Далее повествование продолжается в западном рукаве центрального креста. Этот рукав несколько длиннее остальных, поэтому здесь размещены четыре композиции. На южном своде находятся «Преображение» и «Воскрешение Лазаря», а напротив них – «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря». В северном рукаве центрального креста на западном своде представлено «Уверение Фомы», на восточном своде – «Сошествие Святого Духа». «Распятие» и «Сошествие во ад» расположены соответственно на южной и западной стенах, замыкающих рукава креста.

 



 
PR-CY.ru