МИСТРА - Страница 12

Храм Успения – последнее крупное сооружение в Мистре и единственный действующий здесь до настоящего времени монастырь. Его основателем и строителем считается протостратор Иоанн Франкопул, выходец из эллинизированного влиятельного рода в Мистре латинского происхождения. Его имя упоминается в трёх надписях в храме Успения: на арке западного фасада, в рельефе на капители юго-западного столба, в основании купола нартекса. Храм построен по образцу церкви Одигитрии (Афендико). Первый ярус храма представляет собой базилику с тремя нефами. Обширные хоры её второго яруса завершаются крестово-купольной структурой сводов. Храм увенчан пятью куполами; ещё один купол расположен над нартексом. Стиль архитектуры Пантанассы включает элементы различных стилей – местного, константинопольского, готического, арабского. Исследователи отмечают, что наиболее ярко это заметно в богатом декоре апсид. Два карниза делят поверхность апсид на три яруса. Нижний представляет собой лишённый убранства цоколь. Узкие и высокие окна второго яруса чередуются с филёнками (ложными окнами), перекрыты полуциркульными сводами, но на фасаде их обрамляют готические стрельчатые арки, опирающиеся на полуколонны с капителями. Более широкие оконные проёмы верхнего яруса обрамляются аркадой с полуцилиндрическими сводами. Над окнами второго яруса расположен пояс из виньеток, над которым находится гирлянда, напоминающая перевёрнутую готическую аркаду. С северного (фактически восточного) фасада на четырёхметровом цоколе располагается открытый изящный портик, к которому примыкает трёхъярусная колокольня с окнами в виде трилистников. Её верхний ярус завершён готическими декоративными арками. С четырёх сторон купол колокольни фланкирован четырьмя маленькими башнями. Фрески храма Успения Пресвятой Богородицы исполнены, как полагают исследователи, околло 1428 г. Лучше всего сохранились первоначальные росписи сводов второго яруса. На первом ярусе видны фрагменты росписи поствизантийской эпохи (XV–XVII вв.), менее художественные. Исследователи отмечают, что иконографически и программно ансамбль фресок Пантанассы близок к ансамблю фресок Перивлепты, за исключением изображения «Акафист Богородице». Наиболее знаменитые фрески Пантанассы находятся на полуциркульных сводах рукавов креста («Благовещение» и «Рождество Христово» в южном рукаве креста, «Крещение» и «Сретение» – в западном, «Преображение» и «Воскрешение Лазаря» – в северном, «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад» в восточном). «Вознесение» расположено на своде алтарного пространства. В конхе апсиды – Богоматерь на троне. Внизу расположены сцены 24 песен акафиста, образы мучеников и других святых. В нартексе находится цикл «Жития Иоанна Предтечи». В тимпанах расположены евангельские сцены, в парусах – образы евангелистов. На галерее, на хорах, находятся изображения 70 апостолов, в куполах – образы пророков и херувимов. Исследователи отмечают, что стиль фресок отличают подчёркнутая пространственность композиционных решений, сложные архитектурные фоны, динамичные движения фигур. Как и росписи Перивлепты, фрески Пантанассы выделяются красивым колоритом; среди светлых нежных красок зеленовато-жёлтые, голубовато-синие, фиолетовые, коричнево-красные, жёлтые, розовые, синие, оранжево-коричневые и белые цвета. Широко применяются переливчатые тона (особенно эффектным является сочетание фиолетового цвета с голубым).



 
PR-CY.ru