МИСТРА - Страница 11

Цикл, посвящённый Страстям Христовым и Воскресению Христа, занимает своды южного нефа и диаконника, а также стены центрального нефа. Страстной цикл начинается на северном своде диаконника, где расположена сцена «Отречение апостола Петра». Напротив неё, на южном своде, находятся сцены «Несение Креста» и «Восшествие на Крест». Между ними в конхе диаконника помещена композиция «Спас Недрёманное Око», которая по смыслу связана как с циклом «Страстей» и «Воскресения Христа», так и с литургической программой алтаря. Далее повествование Страстного цикла переходит из диаконника на стену центрального креста, где находится «Распятие», и затем продолжается на сводах южного нефа. На южном своде – сцены «Снятие с Креста» и «Оплакивание». Напротив них находятся следующие сцены: «Иосиф Аримафейский испрашивает тело Иисуса у Пилата», «Иудеи просят дать воинов для охраны гроба». Завершается южный неф композицией «Положение во гроб», которая находится на его западной стене. Затем повествование продолжается в центральном нефе, куда помещены сцены, связанные с «Воскресением Христа». На южной стене под «Воскрешением Лазаря» изображены «Спящие воины», а на северной стене под «Входом Господним в Иерусалим» – «Жёны-мироносицы у Гроба Господня». «Успение Пресвятой Богородицы» находится на западной стене над входом. В церкви имеется очень подробный богородичный цикл, включающий сцены Жития святых Иоакима и Анны, детства Богородицы (в северном нефе и жертвеннике), а также цикл «Обручение Марии Иосифу» (во втором регистре южного нефа и в диаконнике). Весь нижний регистр наоса занимают фигуры св. мучеников. Евангелистрия – единственная церковь в Мистре, о времени создания которой не сохранилось никаких сведений. Исследователи отмечают, что её крестово-купольный план с двумя колоннами близок к планам церквей Пресвятой Богородицы Перивлепты и Святой Софии, хотя Евангелистрия несколько меньше их по масштабу. Снаружи церковь лишена декора. Скульптурное оформление капителей и иконостаса отличается высоким качеством и позволяет датировать церковь конца XIV – начала XV вв. От росписи сохранились отдельные незначительные фрагменты, выполненные в традициях позднепалеологовской живописи. В алтаре находились изображения святителей, сцены «Причащение апостолов» и «Вознесение», в диаконнике – образ Пресвятой Богородицы, в жертвеннике – изображения ангелов с рипидами. Монастырь Пресв. Богородицы Пантанассы расположен на крутом восточном склоне холма, из-за чего его главный храм Успения Пресвятой Богородицы имеет ориентацию в направлении на юг. В алтаре храма была установлена плита с надписью в честь его освящения, которое состоялось в сентябре 1428 г. (к настоящему времени утрачена).

 



 
PR-CY.ru