МАРТИРОЛОГ - Страница 10

О Мартирологе Беды Достопочтенного сохранились письменные свидетельства. Так, в заключительной главе «Церковной истории народа англов» среди своих произведений Беда Достопочтенный называет мартиролог, в котором были приведены не только имена и дни памяти мучеников, но и сведения о том, когда и каким образом они пострадали. Адон Вьеннский поставил перед собой задачу дополнить мартиролог Флора Лионского, основанный на Мартирологе Беды Достопочтенного (in martyrologio quod uenerabilis Flori studio in labore domini Bedae accreuerat). Узуард называл среди своих источников мартирологи Иеронима Стридонского, Беды Достопочтенного и Флора Лионского. По свидетельству Адона Вьеннского и Узуарда, в Мартирологе Беды Достопочтенного многие дни были «пустыми», и даже в дополненной версии Флора Лионского осталось много незаполненных дней. Из-за этого при копировании Мартиролога Беды Достопочтенного постоянно дополняли; основным источником дополнений был Мартиролог Иеронима Стидонского. В многочисленных рукописях сохранились версии мартиролога, представленного как сочинение Беды Достопочтенного, но почти все они существенно различаются и содержат, по мнению исследователей, интерполяции. Долгое время попытки обнаружить или реконструировать первоначальную версию Мартиролога Беды Достопочтенного не давали удовлетворительных результатов, хотя текст, составленный Бедой Достопочтенным, был полностью включён в более поздние мартирологи Лионского анонима, Флора Лионского и Рабана Мавра. После кропотливой работы по описанию и сопоставлению рукописей Кантен пришёл к выводу, что авторская версия Мартиролога Беды Достопочтенного не сохранилась. По мнению исследователя, самый близкий к ней текст, почти не подвергшийся интерполяции, сохранился в единственной рукописи, созданной в IX–X вв. англосаксонским или ирландским писцом, вероятно, в Майнце или в аббатстве Фульда. Исследователи отмечают, что в рукописи текст не имеет начала и указания на авторство Беды; из-за утраты листов он обрывается на 25 июля, т.е. охватывает половину годового круга. Единственное дополнение, внесённое в текст после Беды Достопочтенного, – поминовение святого Бонифация, «апостола Германии», и его сподвижников (5 июня); более поздним почерком под 8 июля добавлена память святого Килиана.

 



 
PR-CY.ru