МАРТИРОЛОГ - Страница 2

В «Depositio martyrum» перечислены дни памяти мучеников, похороненных на пригородных римских кладбищах, и почитавшихся в Риме африканских святых: Перпетуя и Фелицитата (7 марта), мученик Киприан Карфагенский (14 сентября). Указаны также значимые для римских христиан праздники Рождества Христова (25 декабря) и Кафедры апостола Петра (22 февраля). Календари были составлены не позднее 354 г. (дата создания «Хронографии»), но более точная датировка остаётся предметом дискуссий. По мнению Луи Дюшена и Ипполита Делеэ, первоначальная версия календаря относится к понтификату Мильтиада (311–314 гг.), но позднее в список праздников вносили дополнения. Другие исследователи датируют календарь либо началом IV в., либо 336 г., когда к первоначальному тексту «Depositio episcoporum», как считается, было добавлено поминовение папы Римского Марка. Однако рукописные разночтения не позволяют исследователям сделать вывод, что поминовение Марка отсутствовало в первоначальном тексте. Таким образом, календарь мог быть составлен позднее, при епископе Юлии I. После середины IV в. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum» были существенно дополнены и объединены в календарь Римской церкви. На основании «Мартиролога» Иеронима Стридонского и других источников делались попытки восстановить римский календарь по состоянию на первую половину V в. Кроме дней поминовения епископов и мучеников в нём были указаны даты рукоположения Римских пап, освящения церквей и т.д. По мнению исследователей, календари, подобные римским «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum», использовались во многих христианских общинах. Они имели практическое богослужебное значение и со временем заменялись более удобными или более полными таблицами, поэтому исследователям известны лишь единичные образцы, уцелевшие случайно. Эти календари являются важными источниками сведений о распространении почитания отдельных святых и о структуре литургического года в различных регионах Римской империи. Среди них – фрагментарный арианский календарь из Константинополя на готском языке (с 23 октября по 30 ноября); африканский Карфагенский календарь (первая половина VI в.); фрагментарный эпиграфический календарь из Кармоны (Испания; VI–VII вв.). В каждом из этих календарей указаны только те праздники, которые отмечались в конкретной христианской общине. Так, в Карфагенском календаре выделяются праздники рождественского цикла (Рождество Христово, поминовение первомученика Стефана, апостола Иоанна, Вифлеемских младенцев), Богоявление (Эпифания), Вознесение Пресвятой Девы Марии, а также дни памяти общехристианских святых (Рождество Иоанна Крестителя, поминовение апостолов Петра и Павла, Андрея).

 



 
PR-CY.ru