МАРТИРОЛОГ - Страница 3

В календаре представлены мученики, почитавшиеся в Риме (Агнеса, Себастиан, папа Римский Сикст II, Лаврентий, Климент и др.), в Италии (Агата, Гервасий и Протасий, Феликс Ноланский и др.) и в Испании (Винцентий, Евлалия), но наибольшее число памятей относится к африканским мученикам. В календарь включены также дни поминовения некоторых епископов Карфагена. К ранним календарям близки городские литургические «расписания» с обозначением церквей, в которых совершалось стациональное богослужение. Среди таких документов исследователи называют календарь из города Туроны (ныне Тур, Франция), составленный во второй половине V в., при епископе Перпетуе; перечни стациональных церквей в Автиссиодуре (ныне Осер), составленные при епископах Авнахарии (Аунарии; до 573–605 гг.) и Тетрике (рубеж VII и VIII вв.); фрагментарный греческий календарь из Оксиринха (Египет), составленный в 535–536 гг. Сохранилось немного литургических календарей, созданных до эпохи Каролингов. Среди них исследователи называют личный календарь святого Виллиброрда (ум. в 739 г.), в котором к основному набору праздников римского или италийского происхождения добавлены дни памяти галльских, ирландских и англосаксонских святых, а также календарь Реомского монастыря, сохранившийся не полностью (первая половина VIII в.). Начиная с рубежа VIII и IX вв. количество известных исследователям называют календарей существенно увеличивается. Согласно гипотезе Арно Борста, после издания в 789 г. капитулярия «Всеобщее увещевание» («Admonitio generalis») по инициативе Карла Великого или членов его окружения был составлен образцовый «имперский календарь», вскоре получивший широкое распространение. Кроме литургических праздников в нём содержались данные по астрономии и компутистике (например, выдержки из «Естественной истории» Плиния Старшего). А. Борст выделил восемь версий «имперского календаря», сохранившихся в 63 манускриптах. По мнению исследователя, самый близкий к оригиналу текст содержится в рукописи, созданной около 840 г. в аббатстве Прюм (гипотеза А. Борста подверглась критике и была отвергнута большинством исследователей). По мнению Пауля Мейварта, изученные А. Борстом каролингские календари восходят к календарной таблице, которую Беда Достопочтенный приложил к трактату «De temporum ratione». Календарь Беды Достопочтенного не предназначался для богослужебного использования: в нём не было памятей святых, были только астрономические указания и данные, связанные с вычислением пасхалии. Однако впоследствии в календарь были внесены имена святых; в таком виде текст был доставлен на континент, где его неоднократно дополняли.

 



 
PR-CY.ru