МАРТИРОЛОГ - Страница 8

Около 600 г. в Бургундии, скорее всего, в Автиссиодуре, была составлена галльская редакция Мартиролога Иеронима Стридонского. В неё включили имена местных святых, почитавшихся в меровингской Галлии, главным образом, в Лугдунской (Лионской) и Сенонской (Сансской) церковных провинциях. К епископству Автиссиодур исследователи относят тридцать записей, к епископству Лугдун – 26, к епископству Августодун (ныне Отён) – 24. По мнению Луи Дюшена, создание галльской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского было связано с деятельностью Автиссиодурского епископа Авнахария, чьё рукоположение указано во всех трёх полных версиях Мартиролога Иеронима Стридонского под 31 июля. Последний по времени жизни церковный деятель, упомянутый в основном тексте Мартиролога Иеронима Стридонского, – Авит I, епископ Арверна (ныне Клермон-Ферран; ум. около 594 г.; запись под 21 января: «В Арверне погребение блаженного епископа Авита»). Согласно Луи Дюшену, все сохранившиеся рукописи Мартиролога Иеронима Стридонского восходят к галльской редакции, которая впоследствии неоднократно дополнялась. По мнению Б. Круша, существование италийской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского не доказано. Исследователь считал, что первоначальная версия Мартиролога была составлена в 627 или 628 г. в аббатстве Луксовий (см. Люксёй). Он отметил тот факт, что во всех версиях Мартиролога Иеронима Стридонского под 23 ноября указано поминовение святого Колумбана (ум. в 615 г.), но только в эхтернахскую рукопись внесены дни памяти его учеников и преемников Атталы (10 марта) и Евстасия (2 апреля). Гипотеза Б. Круша подверглась критике Луи Дюшена, которого поддержали большинство исследователей. Однако Р. Фольц пришёл к выводу, что Мартиролог Иеронима Стридонского был составлен в Бургундии незадолго до смерти короля Гунтрамна (ум. в 592 г.). Феличе Лифшиц приняла датировку Мартиролога Иеронима Стридонского, предложенную Б. Крушем, и попыталась установить связь между созданием текста и конфликтом между сторонниками и противниками аббата Евстасия. Она выдвинула гипотезу, согласно которой Мартиролог Иеронима Стридонского был составлен монахом Агрестием, выступившим против Евстасия и поддержавшим аквилейскую схизму, при подготовке к Собору в Матисконе (ныне Макон; 627/628 г.). По мнению Ф. Лифшиц, чтение имён мучеников на заседании Собора должно было повлиять на Хлотаря II (король франков в 613–629 гг.), чтобы тот выступил против папы Римского и галльских епископов в поддержку ирландских монахов и приверженцев схизмы. Обычай рецитации имён святых, заменявших реликвии и иконы, Ф. Лифшиц связывала с верой в «священную силу имён», истоки которой она усматривала в византийской, ирландской и испанской традициях. Некоторые источники, использованные Агрестием, происходили из Аквилеи; этим исследователи объясняют аквилейский «субстрат» в Мартирологе Иеронима Стридонского, который привёл Луи Дюшена к мысли о создании Мартиролога Иеронима Стридонского в V в. в Аквилее. Однако гипотеза Ф. Лифшиц, по мнению исследователей, во многом основана на предположениях и содержит произвольные допущения. Хотя окончательная редакция Мартиролога Иеронима Стридонского могла быть выполнена в Луксовии при аббате Евстасии, у исследователей нет достаточных оснований связывать её с деятельностью Агрестия.

 



 
PR-CY.ru