МАРТИРОЛОГ - Страница 6

Мартиролог Иеронима Стридонского исследователи считают самым ранним и самым подробным «всемирным» календарём, написанным на латыни. Его название и ошибочная атрибуция Иерониму Стридонскому связаны с двумя подложными посланиями, помещёнными в начале текста. В первом послании, написанном епископами Хромацием Аквилейским и Гелиодором Альтинским, говорится о Соборе в Медиолане (ныне Милан), созванном императором Феодосием I Великим для решения вопроса о епископах-арианах. Император посоветовал всем иерархам брать пример с Григория, епископа Кордубы (ныне Кордова), который во время каждого богослужения зачитывал имена мучеников, поминавшихся в этот день. Епископы попросили Иеронима Стридонского прислать полный список мучеников с указанием дней их памяти, якобы составленный Евсевием Кесарийским. В ответном послании, автором которого назван Иероним, утверждается, что император Константин I Великий по просьбе Евсевия велел собрать сведения обо всех мучениках (из текста исследователям неясно, сохранился ли этот список). Чтобы исполнить волю епископов, Иероним составил перечень всех мучеников для ежедневного поминовения во время мессы. Далее помещены перечень двенадцати апостолов с указанием дней их памяти и мест их погребения (Festa omnium apostolorum) и краткие сведения о них (Breuiarium apostolorum). Основной текст мартиролога начинается с 25 декабря («В Вифлееме Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти...»). Под каждым днём года указаны имена мучеников и других святых с обозначением места, где они пострадали и были похоронены; количество имён иногда достигает нескольких десятков. В мартирологе исслдователи нашли много ошибок, внесённых переписчиками: они искажали имена и географические названия, неверно понимали рукописные сокращения и числовые обозначения, перемещали и дуплицировали записи. Это существенно затрудняет реконструкцию текста мартиролога. Полный текст Мартиролога Иеронима Стридонского сохранился в трёх рукописях, между которыми исследователи видят существенные различия. Самая ранняя рукопись была выполнена в Англии или в монастыре Эхтернах при жизни святого Виллиброрда; её создателя, писца Лаврентия, исследователи отождествляют с пресвитером Лаврентием, последователем Виллиброрда, который упоминается в документах из Эхтернаха между 704 и 720 гг. По мнению исследователей, эхтернахская версия послужила основой для сокращённой редакции Мартиролога Иеронима Стридонского в рукописи, созданной не позднее 1082 г. писцом Итаэлом по заказу Ригиварха, епископа Меневии (Сент-Дейвидс, Уэльс). Вторая полная рукопись, бернская, была создана в конце VIII в. в монастыре Сент-Авольд и впоследствии хранилась в кафедральном соборе в Меце. Самые поздние местные добавления в основном тексте мартиролога исследователи относят к 791–792 гг. Эта же версия Мартиролога Иеронима Стридонского представлена фрагментом из Лорша (IX в.). Третья полная рукопись Мартиролога Иеронима Стридонского была создана между 756 и 772 гг., по мнению исследователей, в аббатстве Фонтенель (Сен-Вандрий) и впоследствии хранилась в аббатстве Вайсенбург (Висамбур). Исследователям известен также ряд сокращённых редакций Мартиролога Иеронима Стридонского. Текст нейстрийской редакции сохранился в рукописи, созданной в X в. в Сансе (фрагменты).

 



 
PR-CY.ru