МАРТИРОЛОГ - Страница 4

Согласно П. Мейварту, в основу прюмского календаря положена интерполированная версия календаря Беды Достопочтенного, привезённая из Англии Алкуином. Несмотря на то, что гипотеза А. Борста о существовании каролингского «имперского календаря» была признана несостоятельной, в подготовленной им публикации представлены данные большого количества средневековых календарей, сверенных с мартирологом и другими богослужебными книгами (А. Борст использовал около 250 рукописей IX–XIII вв.). На содержание средневековых календарей, восходивших к образцам эпохи Каролингов, повлиял цикл праздников, представленный в римских богослужебных книгах, прежде всего, в «Сакраментарии Геласия» и «Сакраментарии Григория», которые были адаптированы франками в середине VIII – начале IX вв. (см. ст. Каролинги). Впоследствии календари включали в состав богослужебных книг римского обряда (миссалов, бревиариев, литургических Псалтирей), а также приватных молитвословов и часословов. Особым значением обладал календарь, включённый в состав «Римского Миссала» (первоначально миссал придворной папской капеллы, отредактированный в XIII в. францисканцами; впервые напечатан в 1474, после Тридентского Собора был исправлен и в 1570 г. провозглашён обязательным для всей Римско-католической церкви). Во время литургической реформы после второго Ватиканского Собора Римский календарь был пересмотрен и значительно сокращён. В нём указаны праздники и дни памяти святых, обязательные для всей Римско-католической церкви. Римский календарь составляет основу национальных календарей, а также календарей отдельных епископств, религиозных Орденов и конгрегаций, в которые включены праздники локального или орденского значения, дни памяти местночтимых святых. Большинство средневековых календарей принадлежит к единой традиции, восходящей к эпохе Каролингов и связанной с богослужением римского обряда. За пределами этой традиции находятся немногочисленные календари, которые отражают локальные обычаи окраинных регионов Европы. В расширенной версии календаря Беды из Райхенау представлены праздники ирландского происхождения (первая половина IX в.). В «Мраморном календаре» из Неаполя получила отражение синтетическая традиция Южной Италии, находившаяся под византийским влиянием (IX в.). Греческое влияние исследователи видят также в Синайском календаре, который, по мнению исследователей, отражает литургическую практику Африканской церкви в начале арабского господства. Кордовский календарь, сохранившийся в арабской и латинской версиях, содержит уникальные сведения о богослужении мосарабов в мусульманской Южной Испании (X в.).

 



 
PR-CY.ru