МАРКИОН - Страница 7

Исследователи отмечают, что приводимые церковными писателями еретические мнения Кердона столь близки к взглядам Маркиона, что в данном случае, вероятнее всего, речь идёт об обратной проекции: не имея сведений об учении Кердона, ересеологи приписали Кердону некую начальную форму учения Маркиона на основании принятого ими представления о них как об учителе и ученике. Хотя нет веских оснований вообще отвергать существование Кердона и его возможное влияние на Маркиона, степень этого влияния исследователи не преувеличивают: ещё до встречи с Кердоном у Маркиона сформировались основные дуалистические представления и убеждение в принципиальной противоположности Ветхого и Нового Заветов. Однако облечение этих идей в форму учения о «двух богах» как о независимых началах действительно могло состояться после отлучения Маркиона от общины римских христиан и в какой-то мере стать результатом его общения с Кердоном. Маркион основал в Риме общину единомышленников, которую намеренно противопоставлял традиционной общине римских христиан. В ересеологической литературе не сообщается почти никаких подробностей о деятельности Маркиона после разрыва с христианской церковью. Исследователи полагают, что именно в это время Маркион составил собственную редакцию Нового Завета, а также написал одно или несколько сочинений, где обосновывал вносимые им в книги Нового Завета изменения и разъяснял своё учение. Исследователям неизвестно, покидал ли Маркион Рим для проповеди своих взглядов, однако убедительной представляется гипотеза, что Маркион до конца жизни находился в Риме, а быстрое и широкое распространение его идей в весьма удалённых друг от друга частях Римской империи объясняется тем, что он продолжал заниматься торговлей и оставался состоятельным кораблевладельцем, вследствие чего мог легко и беспрепятственно отправлять учеников на проповедь. Исследователи полагают, что именно к римскому периоду жизни Маркиона относится передаваемый Иринеем Лионским рассказ о встрече Маркиона со священномучеником Поликарпом Смирнским (около 155 г. Поликарп приезжал в Рим для обсуждения с Римским епископом Аникетом разногласий по вопросу о времени празднования Пасхи). Встретив Поликарпа, Маркион обратился к нему: «Признай нас!» – на что Поликарп ответил: «Признаю тебя первородным [сыном] сатаны». Исследователи полагают, что этот отрывок может быть понят не только в смысле церковного непризнания, но и в смысле обычного узнавания, если принять гипотезу, что Маркион раньше встречался с Поликарпом в Эфесе, пожелал при встрече напомнить ему о себе, однако в ответ был обличён как еретик. По утверждению Тертуллиана, в конце жизни Маркион «принёс покаяние» («confessus paenitentiam»), однако ему было сказано, что он сможет примириться с церковью лишь в том случае, если вернёт в церковь всех прочих, кого он научил на их погибель (исполнению этого условия воспрепятствовала кончина Маркиона). Большинство исследователей считают это сообщение вымыслом Тертуллиана: если бы Маркион в конце жизни собирался отречься от своих взглядов, было бы трудно объяснить последующее почитание его среди маркионитов. Исследователи не могут полностью исключать, что Маркион вёл некие переговоры с Римской церковью, однако едва ли речь шла действительно о публичном покаянии. Если признать, что Маркион скончался, не дожив до глубокой старости, в возрасте около 60 лет, это может служить слабым подтверждением сообщения Тертуллиана о том, что его кончина была неожиданной, вследствие чего его намерения тем или иным образом примириться с христианской церковью остались нереализованными.

 



 
PR-CY.ru