МАРКИОН - Страница 3

По мнению исследователей, хронология жизни Маркиона на основе имеющихся источников может быть восстановлена лишь  очень приблизительно; точные даты его рождения и смерти исследователям неизвестны. Наиболее надёжным хронологическим свидетельством признается передаваемое Тертуллианом утверждение последователей Маркиона, согласно которым Маркион «явился» через 115 лет и шесть с половиной месяцев после явления Иисуса Христа, т.е. Его выхода на проповедь, который маркиониты, следуя Евангелию от Луки, датировали «пятнадцатым годом правления Тиверия кесаря» (см.: Лк. 3:1), т.е. 29 г. н.э. В этом случае «явление» Маркиона исследователи относят к 144 г. Среди исследователей нет единого мнения о том, какое именно событие в жизни Маркиона его последователи рассматривали как это «явление»; наиболее обоснованным исследователи считают отнесение наименования к разрыву Маркиона с римской христианской общиной и основанию им собственной общины. Таким образом, Маркион начал открыто проповедовать своё учение в Риме около 144 г. Такая датировка согласуется со свидетельствами других источников: 1) согласно Тертуллиану, Маркион учил при римском императоре Антонине Пии (138–161 гг.); 2) Климент Александрийский относил деятельность Маркиона к периоду правления имератора Адриана (117–138 гг.) и императора Антонина Пия; 3) мученик Иустин Философ около 155 г. в «Первой апологии» писал о Маркионе как о том, кто «ещё и ныне учит»; 4) священномученик Ириней Лионский относил расцвет деятельности Маркиона ко времени, когда Римскую кафедру занимал епископ Аникет (154/155 – 165/166 гг.). Свидетельства ряда восточных хроник, согласно которым Маркион начал проповедь около 136 – 138 гг., вероятнее всего, как полагают исследователи, связаны с ошибочной интерпретацией отнесения ересеологами его деятельности ко времени правления Антонина Пия; восточные хронисты условно приняли первый год правления императора за время отпадения Маркиона от христианской церкви. Явным анахронизмом исследователи называют свидетельство Тертуллиана о том, что Маркион во время епископства Елевферия (171–185 гг.) ещё «признавал учение Римской Церкви»; либо Тертуллиан имел в виду епископа Телесфора (127/128 – 137/138 гг.) и хотел сказать, что при этом епископе, т.е. ещё до приезда в Рим, Маркион исповедовал такое же христианское учение, которое исповедовала Римская церковь, либо упоминание о епископе является более поздней ошибочной вставкой. Вероятнее всего, как полагают исследователи, Маркион проповедовал в Риме со 144 г. до конца 150 гг. и скончался незадолго до начала правления императора Марка Аврелия (161–180 гг.). Адольф фон Гарнак на основании не вполне ясного исследователям замечания Климента Александрийского о том, что Маркион, «будучи уже стариком, сблизился с более молодыми» основоположниками гностических течений Василидом и Валентином (см. в ст. Гностицизм), предложил датировать его рождение около 85 г. Однако высказывание Климента Александрийского исследователи понимают и иначе: Маркион начал проповедовать в одно время с Василидом и Валентином, которые были моложе его по возрасту, а в старости он сблизился с ними, встретившись, как полагают исследователи, с ними во время их приезда в Рим или узнав об их учении от их римских последователей. Таким образом, датировку Адольфа фон Гарнака исследователи считают чрезмерно ранней (более вероятным исследователям представляется мнение, что Маркион родился около 100 г.).

 



 
PR-CY.ru