МАРКИОН - Страница 8

В православных ересеологических и полемических трактатах Маркиону приписывается создание двух произведений: редакции Нового Завета и связанного с этой редакцией по происхождению и содержанию сочинения «Антитезы». Тертуллиан упоминает также о некоем «письме» Маркиона, в котором содержалось свидетельство самого Маркиона о том, что он некогда исповедовал одну веру с христианской церковью. Из слов Тертуллиана исследователи сделали вывод, что последователи Маркиона отвергали подлинность письма. Поскольку других сведений о письме в источниках исследователи не обнаружили, попытки ряда исследователей восстановить его содержание являются всецело гипотетическими. Принципы работы Маркиона с текстами Нового Завета целиком определялись его религиозными убеждениями. Для обоснования собственного учения и демонстрации его апостольского происхождения Маркион впервые в истории христианства имплицитно ввёл представление о каноне (см. Канон библейский), составив свод имеющих апостольское происхождение авторитетных книг, которые содержат истинное апостольское учение и должны приниматься всеми христианами. Свод Маркиона разделялся на две части: Евангелие (вопреки мнению ряда исследователей отнесение этого слова не к устному благовествованию, а к письменному тексту не было новшеством Маркиона) и «Апостол» (исследователи полагают, что название впервые появилось у Маркиона). В качестве Евангелия Маркион использовал Евангелие от Луки (не употребляя имени автора). Были ли Маркиону известны другие Евангелия и если были, на каком основании он предпочёл Евангелие от Луки прочим – исследователям неизвестно. Однако если принять предположение, что Маркион выбрал Евангелие от Луки из известной ему группы четырёх Евангелий, не имевших ещё канонического статуса, его выбор имел вполне рациональный и прагматический характер: 1) Евангелие от Марка, по меньшей мере, начиная с Папия Иерапольского, связывалось с именем апостола Петра, рассказы которого апостол Марк будто бы записал (Маркион считал апостола Петра лжеапостолом из-за его конфликта с апостолом Павлом и не мог принять возводимый Преданием к нему текст в качестве авторитетного); 2) Евангелие от Матфея начиналось с родословной Иисуса Христа и содержало по сравнению с другими Евангелиями наибольшее число параллелей с пророчествами Ветхого Завета, поэтому было неудобно и малопригодно для целей Маркиона; 3) Евангелие от Иоанна по содержанию и богословскому языку слишком сильно отличалось от Посланий апостола Павла; по происхождению оно связывалось в Предании с эфесской общиной, с которой Маркион в той или иной форме вступил в конфликт, отражённый в позднейших повествованиях об «отлучении» Маркиона апостолом Иоанном.

 



 
PR-CY.ru