МАРКИОН - Страница 2

Однако в подавляющем большинстве случаев он предпочитал вместо дословных цитат давать собственный интерпретирующий критический пересказ, что значительно затрудняет исследователям задачу восстановления мнений Маркиона на основе его свидетельств. Несмотря на это, трактат Тертуллиана признаётся достоверным и важным источником сведений о жизни, деятельности, сочинениях и взглядах Маркиона. В греческой ересеологической литературе содержащая наибольшее число подробностей версия жизнеописания Маркиона, а также изложение и опровержение его учения содержатся в сочинении «Панарий» Епифания Кипрского (около 315 – 403 гг.). В разделе о ереси Маркиона Епифаний Кипрский последовательно и внимательно рассматривал сделанную Маркионом редакцию Нового Завета, перечисляя её основные отличия от канонического церковного текста Нового Завета, а также демонстрируя, каким образом редакторская работа Маркиона была связана с его еретическими воззрениями. Вследствие этого наряду с трактатом Тертуллиана сочинение Епифания Кипрского исследователи  считают основным источником сведений об особенностях маркионовского текста Нового Завета. Согласно традиционному мнению исследователей, в биографической части Епифаний Кипрский, а также некий неизвестный автор латинского ересеологического трактата III в. «Против всех ересей» и Бриксийский епископ Филастрий, автор сочинения «Книга о различных ересях», использовали некий общий источник, которым могло быть несохранившееся сочинение Ипполита Римского «Синтагма против ересей». По мнению исследователей,  «Синтагму...» не следует путать с греческим трактатом «Опровержение всех ересей», автором которого также обычно признаётся Ипполит Римский; в этом трактате представлено два разных обзора жизни и учения Маркиона. В целом ересеологи III–IV вв. опирались на сообщения предшественников, дополняя их данными из других источников, нередко весьма ненадёжных или предвзятых, по мнению исследователей, поэтому отделить в их свидетельствах историческую правду от слухов и легенд во многих случаях исследователи не могут. Вследствие достаточно широкого распространения последователей Маркиона и в Восточной, и в Западной Римской империи до начала VI в. упоминания об их взглядах, критические обзоры учения Маркиона, а также прямая или косвенная полемика с основными положениями маркионитов исследователи встречают у многих церковных писателей этого периода. Специально полемике с маркионитами посвящены: один из разделов составленного в IV в. греческого «Диалога об истинной вере в Бога», сохранившегося под именем Адамантия и переведённого на латинский язык Руфином Аквилейским; латинская «Поэма против маркионитов», датируемая современными исследователями временем от середины III до середины V в.; сирийские антимаркионистские трактаты и поэтические произведения Ефрема Сирина (около 306–373 гг.); трактат армянского богослова и философа Езника Колбаци (около 380 – 450 гг.) «Опровержение лжеучений». Из-за позднего времени создания эти сочинения исследователи не могут использовать для восстановления содержания первоначального учения Маркиона, однако они служат важными источниками, позволяющими проследить, какое развитие идеи Маркиона получили у его последователей, которые вели богословскую и проповедническую деятельность в различных областях Римской империи.

 



 
PR-CY.ru