МАРКИОН - Страница 10

Так, согласно сообщениям ересеологов, по сравнению с каноническим текстом Евангелия от Луки в тексте Маркиона не было следующих отрывков: 1) двух начальных глав, где повествуется о рождении Иоанна Крестителя, Благовещении, Рождестве Иисуса Христа и Его детстве (Лк. 1:1–2:52); 2) повествования о проповеди Иоанна Крестителя (Лк. 3:2–20); 3) родословия Иисуса Христа (Лк. 3:23–38); 4) повествования об искушении в пустыне (Лк. 4:1–13); 5) упоминания о Матери и братьях Христа (Лк. 8:19, однако Лк. 8:20–21 были сохранены); 6) притчи о блудном сыне (Лк. 15:11–32); 7) описания входа Иисуса в Иерусалим (Лк. 19:29–46); 8) притчи о злых виноградарях (Лк. 20:9–16); 9) многих упоминаний о ветхозаветных праведниках и пророчествах (Лк. 4:17–22; 11:30–32; 11:49–51; 13:29–35; 20:17–18; 20:37–38a; 22:37). Ересеологи обвиняли Маркиона также в многочисленных изменениях отдельных слов и выражений. Некоторые из приводимых ими изменений действительно имеют доктринальный характер и могли быть сознательно внесены Маркионом для подтверждения проповедуемого им учения, например, замена упоминаний закона и пророков на упоминание о словах Христа (см.: Лк. 16:17) или добавление к упоминанию Бога уточняющего слова «Отец» (см.: Лк. 18:19). Однако многие упрёки в отступлении Маркиона от «первоначального» текста Евангелия связаны с тем, что Маркион и ересеологи использовали разные по происхождению рукописи, которые в силу этого изначально содержали значительное число разночтений, никак не связанных с деятельностью Маркиона. Из свидетельств ересеологов исследователи сделали вывод, что редактура Маркиона, несмотря на её радикальный характер, не всегда была последовательной: в «исправленном» тексте Евангелия сохранились некоторые места, так или иначе вступающие в противоречие с учением Маркиона, например, пророчество об Иоанне Крестителе (Лк. 7:26–28), повествование о явлении во время Преображения Господня Моисея и Илии (Лк. 9:30–33), положительное упоминание об Аврааме, о Моисее и пророках в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31), перечисление Христом заповедей (Лк. 18:20). При редактировании Посланий апостола Павла Маркион руководствовался в целом теми же идейными принципами, что и при редактировании Евангелия: удалил положительные упоминания о ветхозаветных праведниках и пророчествах, главным образом, об Аврааме (напр.: Гал. 3:6–9; 3:15–18), рассуждения апостола Павла об Израиле (например: Рим. 9:1–33; 11:1–32), слова о Христе как о Том, Кем создано всё (Кол. 1:15b–16). Исследователи полагают, что Маркион также удалял или корректировал высказывания о положительном значении закона или дел закона и упоминания о плоти Христа. Как показал У. Шмид, скорректировавший преувеличения и произвольные допущения Адольфа фон Гарнака, общее число правок, внесённых Маркионом в Послания апостола Павла, было менее значительным, чем число правок Евангелия.

 



 
PR-CY.ru