МАРКИОН - Страница 9

Напротив, Евангелие от Луки в церковном Предании устойчиво соотносилось с именем апостола Павла, которого Маркион считал истинным апостолом, передавшим устно и письменно неискажённое христианское учение. «Апостол» Маркиона состоял из десяти Посланий апостола Павла, которые располагались в порядке, отличающемся от принятого ныне: Галатам, Первое и Второе Коринфянам, Римлянам, Первое и Второе Фессалоникийцам, Лаодикийцам (под этим названием Маркиону был известен текст Послания Ефесянам; апокрифическое Послание Лаодикийцам имеет более позднее происхождение), Колоссянам, Филиппийцам, Филимону. По мнению многих исследователей, именно Маркион первым собрал все известные в его время Послания апостола Павла в единый свод, однако исследователи не исключают, что некие своды составлялись и раньше, так что Маркион лишь воспользовался имевшимся в Риме сборником. Помещение на первое место «Послания к Галатам» исследователи объясняют тем, что Маркион придавал ему важное вероучительное значение, т.к. в нём повествуется о конфликте между апостолом Павлом и находившимися в Иерусалиме апостолами. Однако исследователи допускают и другие объяснения: 1) это Послание могло быть первым текстом апостола Павла, с которым Маркион познакомился ещё в Синопе (географически Галатия – наиболее близкий к Синопу регион из тех, в которые были адресованы Послания апостола Павла, поэтому это «Послание» могло быть единственным известным или наиболее почитаемым в местной христианской церкви); 2) «Послание» до Маркиона могло быть помещено на первое место в сборниках, поскольку считалось наиболее ранним по времени создания. Отсутствие в «Апостоле» Маркиона книг «Деяния святых апостолов» и «Откровения Иоанна Богослова» исследователи объясняют тем, что он считал их сочинениями лжеапостолов и отвергал целиком (прочие Послания апостола Павла и Соборные Послания отсутствовали либо по той же причине, либо вследствие того, что эти книги не были известны Маркиону). Включённые в обе части свода новозаветные тексты Маркион подверг тщательной редактуре, при проведении которой руководствовался идейными соображениями, будто бы устраняя внесённые в евангельский и апостольский тексты иудейские «лжеучения». Основным методом работы Маркиона, за использование которого его подвергали наиболее жёсткой критике православные ересеологи, было исключение из текстов крупных отрывков.

 



 
PR-CY.ru