МАРКИОН - Страница 4

Согласно общему свидетельству основных источников, Маркион происходил из римской провинции Понт – северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому (ныне Чёрное море). Поздние источники уточняют, что местом рождения Маркиона был город Синопа (ныне Синоп, Турция), который в тот период был одним из важных центров морской торговли. По мнению исследователей, в неявной форме на это указывал и Тертуллиан, сравнивая Маркиона с киником Диогеном (см. в ст. Киники), также уроженцем Синопы. Тертуллиан утверждал, что по роду деятельности Маркион был судовладельцем (nauclerus); это подтверждается приводимым Евсевием Кесарийским свидетельством Родона, согласно которому Маркион был мореплавателем. Исследователи полагают, что Маркион не только владел одним или несколькими кораблями, но и сам принимал участие в плаваниях с торговыми целями. Хорошее знание Маркионом Священного Писания позволяет исследователям предположить, что он происходил из христианской семьи, а его последующая писательская и редакторская деятельность свидетельствует о том, что он получил начальное классическое образование. Однако источники не дают достаточных оснований для выдвигавшихся некоторыми исследователями гипотез, что Маркион был хорошо знаком с античной философией или с еврейской библейской экзегезой. Более вероятным исследователи считают, что Маркион первоначально был состоятельным благочестивым христианином, совмещавшим занятие торговлей с активным участием в деятельности синопской христианской общины. Об обстоятельствах жизни Маркиона до прибытия в Рим исследователям известно лишь из поздних источников; совокупность имеющихся в них сведений, не во всём согласующихся между собой, в исследовательской литературе получила наименование «второй традиции» жизнеописания Маркиона, т.е. традиции, не зависящей от ранних греческих ересеологов и Тертуллиана. Эта традиция отражена в дополняющих друг друга сообщениях, которые содержатся в трактате «Против всех ересей», в сочинениях Филастрия Бриксийского и Епифания Кипрского, а также в так называемом антимаркионовском прологе к Евангелию от Иоанна. Согласно этим источникам, Маркион был сыном епископа Синопы, первоначально практиковал аскезу и воздержание, однако затем обесчестил некую деву, за что был навсегда отлучён собственным отцом от христианской церковной общины. Многие исследователи отвергали достоверность этих сведений, считая, что рассказ был сочинён христианскими авторами с целью дополнительно опорочить Маркиона и продемонстрировать, что ещё до разрыва с христианской церковью по причине ереси Маркион был отлучён от церкви за личный тяжкий грех. Однако описанную в рассказе ситуацию исследователи не считают чем-то невозможным; исследователи не исключают, что рассказ был заимствован ересеологами из некоего древнего антимаркионовского трактата, который был недоступен священномученику Иринею Лионскому и Тертуллиану. Гораздо более проблематичными исследователи считают сообщения источников «второй традиции» о событиях жизни Маркиона после его отъезда из Синопы и до его прибытия в Рим. В трактате «Против всех ересей» и у Епифания Кипрского ничего не говорится об этом периоде. В сочинении Филастрия Бриксийского сообщается, что Маркион, «будучи побеждён и обращён в бегство блаженным евангелистом Иоанном и пресвитерами в городе Эфесе, стал сеять ересь в Риме».

 



 
PR-CY.ru