МАРКИОН - Страница 26

Центрами распространения идей Маркиона стали основанные им и его последователями многочисленные общины, представители которых противопоставляли себя членам православной церкви и проповедовали альтернативную версию христианства. К концу II в. маркионитские общины появились во многих крупных городах Римской империи. Миссионерская проповедь маркионитов была направлена, главным образом, на христиан. Исследователи объясняют это религиозной спецификой учения Маркиона: резкое осуждение всего Ветхого Завета делало маловероятным успех маркионитства в иудейской среде; отказ от рационального обоснования религиозных убеждений, опора исключительно на «апостольский» авторитет и подчёркивание значения веры и благодати делали взгляды Маркиона малопонятными для язычников. По мнению исследователей, Тертуллиан подразумевал именно последователей Маркиона, когда упрекал еретиков в том, что те «заняты не обращением язычников, но совращением наших» и «подкапывают наше, чтобы возвести своё». Мученик Иустин Философ в середине II в. также сетовал на то, что многие христиане начинали веровать Маркиону «как единственному, который знает истину»; по его словам, соблазнённые Маркионом христиане «не имеют никакого доказательства своим мнениям, но безрассудно, как агнцы увлечённые волком, делаются пищей безбожного учения и демонов». Существование крупной общины последователей Маркиона в Риме в конце II в. подтверждается свидетельством римского философа-платоника Цельса, который, не различая или намеренно смешивая богословские положения православных и маркионитов, в сочинении «Истинное слово» критиковал и высмеивал учение Маркиона о двух божественных началах. По мнению исследователей, римская община маркионитов просуществовала до конца III в – начала IV вв.: создавший в Риме комментарии к Посланиям апостола Павла Амброзиастер упоминает о маркионитах как о «почти исчезнувших» («paene defecerunt»). О достаточно широком распространении маркионитских общин за пределами Рима в конце III в. свидетельствует Епифаний Кипрский, по словам которого основанная Маркионом ересь продолжила существовать во многих видах, и приверженцы этого лжеучения были «в Риме и в Италии, в Египте и в Палестине, в Аравии и в Сирии, в Кипре и в Фиваиде, и даже в Персии и в других [отдалённых] местах». Прямые подтверждения существования маркионитских общин в отдельных провинциях Римской империи крайне немногочисленны.

 



 
PR-CY.ru