МАРКИОН - Страница 27

Наиболее важным из них исследователи считают датируемую 318 г. греческую надпись из деревни Лебаба (ныне город Дайр-Али, Сирия) в провинции Аравия, обозначавшая место молитвенных собраний маркионитов: «Синагога маркионитов селения Лебаба Господа и Спасителя Иисуса Христа». Наличие неких похожих на христианские мест молитвенных собраний маркионитов в Палестине подтверждается словами Иерусалимского епископа Кирилла (около 315 – 387 гг.), который в «Огласительных поучениях» призывал христиан, приходя в некий незнакомый город, искать «кафолическую Церковь», а не просто некий дом собрания или храм, которые могут оказаться маркионитскими или манихейскими. О значительном распространении общин маркионитов в Сирии свидетельствует критика их воззрений, встречающаяся в сочинениях многих сирийских церковных писателей. По утверждению Евсевия Кесарийского, первым из сирийских авторов против учения Маркиона выступил Бардесан (154–222 гг.), который создал несохранившееся сочинение «Диалоги против последователей Маркиона». По мнению исследователей, в переработанном виде антимаркионовский материал «Диалогов...» был включён в сохранившееся под именем Адамантия сочинение «Диалог об истинной вере в Бога», которое, по мнению ряда исследователей, также было создано в сирийском регионе. О присутствии в IV в. в Сирии маркионитов и других близких к ним еретиков, которые придерживались дуалистических воззрений, свидетельствует масштабная полемика Ефрема Сирина, видевшего в сторонниках дуалистических ересей опасных противников христианства. В V в. теоретическую и практическую борьбу с маркионитами в Сирии вёл епископ Кирский Феодорит (ум. в 457 г.). В переписке Феодорит Кирский упоминает о написанном им особом сочинении против ереси Маркиона (не сохранилось), а также сообщает, что он обратил из маркионитства в православную веру несколько селений и деревень, в которых в общем насчитывалось больше 10 тыс. жителей. По мнению исследователей, именно в Сирии, а также в Персии и Армении маркионитские общины просуществовали дольше всего; отчасти исследователи объясняют это тем, что значительные территории этих областей не были подвластны римским императорам и контролировались государством Сасанидов, правители которого исповедовали зороастризм и поддерживали представителей дуалистических христианских ересей как по политическим, так и по религиозным мотивам.

 



 
PR-CY.ru