МАРКИОН - Страница 23

По мнению исследователей, Маркион полагал, что основанная им община и общины его последователей являются единственной истинной и апостольской христианской церковью, поскольку лишь в них проповедуется «чистое» (т.е. прошедшее редактуру Маркиона) Евангелие, и продолжается апостольская проповедь, начало которой положил апостол Павел. Исследователи отмечают, что сообщаемые ересеологами сведения о практической и литургической жизни общин маркионитов имеют отрывочный и часто весьма неточный характер. Многие исследователи утверждали, что у маркионитов сохранились те таинства и обряды, которые существовали в православных общинах того времени, однако в действительности источники не дают достаточно материала для столь общего заключения, поэтому более корректным исследователи считают утверждение, что в основанных Маркионом общинах существовали некие религиозные практики, в той или иной мере аналогичные христианским таинствам. Вступление в общину происходило в акте крещения, которое, по мнению исследователей, совершалось путём водного погружения. На основании позднего и косвенного свидетельства Гиппонского епископа Августина Блаженного исследователи предполагают, что крещальная формула у Маркиона была одинакова с православной. К крещению допускались только лица, не состоявшие в супружестве (это было связано с тем, что до крещения человеку было необходимо отказаться от следования закону Бога Ветхого Завета, благословлявшего брак и чадородие, и дать обет полного воздержания от сексуальных и супружеских отношений). Ересеологи традиционно объясняли этот запрет презрительным отношением Маркиона и его последователей ко всему плотскому и материальному. Однако может быть предложено и более точное объяснение: по мнению исследователей, Маркион считал рождение детей крайне тяжёлым грехом, поскольку в результате рождения в мире появлялся новый человек, находящийся под властью Бога Ветхого Завета, поэтому отказ от власти этого Бога требовал отказа от деторождения и от ведущих к нему супружеских отношений. В самом крещении человек исповедовал свою веру во Христа как Бога и Спасителя; тем самым крещение становилось символическим актом начала новой жизни. Таким образом, крещение у Маркиона, по мнению исследователей, понималось не в сотериологическом и сакраментальном смысле, как акт отпущения грехов, а в этическом смысле. С этой точки зрения может быть объяснено свидетельство Епифания Кипрского о том, что маркиониты допускали троекратное или даже многократное крещение.

 



 
PR-CY.ru