МАРКИОН - Страница 24

Поскольку крещение понималось как акт веры, после некоего отпадения или совершения тяжкого греха человек мог повторить этот акт и вновь заявить о своей вере в спасающего благого Бога Нового Завета (таким образом, крещение вобрало в себя религиозные функции покаяния). Упоминание Тертуллианом при обсуждении учения Маркиона крещального помазания маслом, а также вкушения мёда и молока после крещения некоторые исследователи склонны рассматривать как указание на существование этих обрядов в общинах Маркиона, однако в этом случае может иметь место, по мнению исследователей, и необоснованное перенесение Тертуллианом известных ему церковных практик на маркионитов. О существовании у последователей Маркиона практики совершать так называемое крещение за умерших, основанием которой объявлялись слова апостола Павла о «крещении для мёртвых» (см.: 1 Кор. 15:29), сообщается лишь в поздних источниках: в кратком толковании, сохранившемся в катенах под именем Дидима Слепца (IV в.), а также в сочинениях Иоанна Златоуста (ум. в 407 г.) и Езника Колбаци. Тертуллиан, дважды разбирая место из Послания апостола Павла в полемических трактатах, не упоминает в этом контексте Маркиона (по мнению исследователей, это косвенно свидетельствует о позднем возникновении крещения за умерших у маркионитов). Епифаний Кипрский описывает похожую практику в разделе о последователях еретика Керинфа, упоминая, что она существовала в Галатии (по мнению исследователей, в действительности речь идёт об обряде общины маркионитов, ошибочно связанном с именем Керинфа). В толковании Дидима Слепца упоминается, что маркиониты «вместо умерших некрещёными крестят живых». Согласно Езнику Колбаци, маркиониты полагали, что «вместо умершего оглашенного нужно крестить его живого ближнего, чтобы в будущей жизни совершённое над вторым было засчитано первому». Иоанн Златоуст приводит насмешливое описание такого маркионитского крещения за умершего: «Когда у них умирает кто-нибудь из оглашенных, то они, спрятав живого под одром умершего, приступают к мёртвому, говорят с ним и спрашивают: желает ли он принять крещение? Так как он ничего не отвечает, то спрятанный под одром отвечает за него, что он желает принять крещение; и таким образом крестят его вместо умершего, разыгрывая как бы представление на зрелище». Маркион сохранил совершение евхаристии, однако источники не позволяют исследователям однозначно заключить, какие элементы при этом использовались (упоминаются хлеб и вино, а также хлеб и вода) и какой смысл Маркион придавал евхаристическому собранию. Согласно Епифанию Кипрскому, в общинах маркионитов разрешались присутствие оглашенных на евхаристии, а также совершение крещения женщинами.

 



 
PR-CY.ru