МАНИ - Страница 18

Эпиграфический материал, который сохранился в храмах Мани, касается вкладов на создание церквей, росписей и изготовления мраморных деталей. Самые ранние надписи исследователи относят к X в. Так, надпись, вырезанная на мраморной детали базилики на мысе Тигани, упоминает в качестве донатора комита Дакия, военачальника императорского флота, присутствие которого в замке Майна связано, как полагают исследователи, с борьбой против арабов Крита. Согласно надписи в церкви великомученика Пантелеимона в Ано-Буларии, этот храм был построен на средства некоего иеромонаха в 991/992 г.; показателем социально-экономического положения ктитора является низкое качество архитектуры и живописи памятника, тогда как связь с несколькими церквами данной местности указывает на общий тип спонсорства. Исследователи отмечают, что в XI и XII вв. главную ктиторскую роль играли клирики и миряне, их имена в надписях не сопровождаются титулами и должностями. В качестве ктиторов выступают отдельные заказчики, семьи или небольшое число лиц, часто родственники. В каждом случае участие трёх – четырёх человек кажется необходимым для покрытия расходов на возведение храма и выполнение его резного декора. Донаторами становились и члены поселившегося на Тайгете эллинизированного славянского племени мелингов. Первый случай коллективного ктиторства при строительстве храма отмечен во второй половине XI в. (резная надпись на мраморном эпистилии, вмонтированном в кладку церкви Василия Великого в Ставри), в XIII в. и позднее это станет распространённым явлением. Заказы на строительство сложных церковных зданий (храмов типа вписанного креста) делали местные землевладельцы, иногда вместе с представителями духовенства. Этот факт, а также отсутствие упоминаний высокопоставленных государственных лиц и византийских императоров указывают на подъём местной аристократии и ослабление центральной власти – явление, которое, по мнению Калописи-Верти, наблюдается в целом в материковой Греции в конце XII в. Хотя строительная деятельность не прекращалась в первой половине XIII в., численное превосходство памятников второй половины столетия указывает по мнению исследователей, что возвращение Пелопоннеса под власть Византии принесло относительное благоденствие не только членам местной аристократии, выступавшим в качестве ктиторов храмов, но и сельскому населению региона, которое также имело возможность строить и украшать церковные здания. Особого упоминания заслуживают церковь Епископи в селе Айос-Еорьос и церкви великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, обновление её живописного убранства было осуществлено между 1263 и 1270 гг. на средства епископа Велигостского. В церковном спонсорстве принимали широкое участие многие верующие, что было выражением личного благочестия. Исследователям известно о большом распространении коллективных дарений с участием простого народа: характерными примерами исследователи называют церкви святых Бессребреников в Кипуле (1265 г.), архангела Михаила в Полемитесе (1278 г.), Николая Чудотворца в Эксо-Нифи (1284/1285 г.). Особо различие между прокритами и «простым народом» исследователи отмечают в ктиторской надписи в церкви Иоанна Предтечи в Мегали-Кастании. Обозначенный в надписях небольшой размер вкладов является показателем ограниченных экономических возможностей сельских общин Мани. Имели место и небольшие индивидуальные пожертвования – дары по обету для создания конкретного изображения. В XIV в. важнейшую роль играет ктиторская деятельность Константина Спана, военного правителя эллинизированных мелингов, который перестроил церковь Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы и украсил фресками её центральный неф в 1337/1338 г. Исследователи отмечают, что качество росписей храма, стихотворная форма и язык ктиторской надписи свидетельствуют о социальном статусе и об экономических возможностях заказчика.

 



 
PR-CY.ru