МАНИ - Страница 15

По сравнению с другими районами Пелопоннеса на полуострове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют несколько слоёв. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме великомученика Прокопия близ Мезапоса. Стёршаяся в настоящее время аниконическая декорация датирована первой половиной IX в., т.е. вторым периодом иконоборчества. К 843–976 гг. исследователи относят древнейший слой живописи в церкви апостола Петра в Палеохоре, к первой половине Х в. – первый слой фресок в церкви архангела Михаила в селе Керия. Создание в конце Х в. фресок, которые сохранились в маленьких однонефных церквах (великомученика Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), апостола Филиппа в Корогоньянике, великомученика Георгия Победоносца в Пьонтесе, великомученика Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, великомученика Георгия Победоносца в Керии и апостола Петра в Палеохоре (второй слой)), исследователи приписывают одной местной мастерской. Указанная в надписи в церкви великомученика Пантелеимона в Ано-Буларии дата (991/992 г.) определяет время работы этой мастерской. На приверженность к раннехристианским иконографическим образцам указывает погрудное изображение в конхе апсиды небесного покровителя храма в позе моления, тогда как в стилистике росписи в целом использовались упрощённые тенденции искусства митрополии, как и в других провинциальных мастерских. От XI и XII вв., эпохи расцвета зодчества и резьбы, сохранились немногие живописные ансамбли. Фрагменты фресок второго слоя в церкви архангела Михаила в селе Керия исследователи датируют XI в., хотя они могут относиться к более позднему времени, так же как и первоначальный декор церкви апостола Филиппа в Ано-Пуле. Исследователи отмечают, что росписи не отклоняются от типичной иконографии, но стилистически следуют схематизированным тенденциям официальной живописи. К первым десятилетиям XII в. исследователи относят сохранившиеся части росписей церкви апостола Иоанна Богослова в Гарденице. В конце века были выполнены древнейший слой фресок в церкви Агиос-Стратигос в Ано-Буларии и росписи церкви великомученицы Варвары в Глези, которые выделяются художественным качеством и демонстрируют связь с искусством столицы. Фрески церкви Епископи (около 1200 г. или в первой четверти XIII в.), посвящённой первоначально великомученику Георгию Победоносцу, исследователи приписывают константинопольскому художнику и сопоставляют с росписями церкви Святой Софии в Монемвасии – одном из важнейших византийских центров Пелопоннеса. Выбор христологических сцен, а также развёрнутый житийный цикл великомученика Георгия исследователи связывают с ктиторским заказом Георгия Демоноянна. Исследователи отмечают, что особенно велико в храмах Мани количество росписей XIII в. Фрески в церквах аостола. Петра в Гарденице, мученика Маманта в Каравасе, мученицы Кириакии (первый слой), Успения Пресвятой Богородицы в Пендакии близ Куноса и великомучеников Феодоров в Ано-Пуле (первый слой) исследователи признали произведениями одной и той же мастерской.

 



 
PR-CY.ru