МАНИ - Страница 14

Исследователи отмечают, что кроме крестово-купольных храмов с XIII в. на полуострове Мани стали строить храмы с более высоким поперечным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом. Этот тип имел несколько разновидностей, исследователи выделяют оригинальный вариант с небольшим куполом в середине поперечного свода, который был характерен для Эксо-Мани (например, церкви Иоанна Продрома в Мегали-Кастании и пророка Илии в Таламесе). Немногочисленные храмы (такие как старый собор монастыря великомучеников Феодоров в Проастио, церкви Василия Великого в Таламесе, Николая Чудотворца и великомученика Георгия в Карьюполи) исследователи относят к типу компактного вписанного креста с куполом. Большинство церковных построек небольшого размера используют на протяжении долгого времени распространённый на полуострове Мани тип однонефного зального сводчатого храма с подпружными арками и глухими нишами в боковых стенах или без них. Исследователи отмечают, что интересную особенность представляет композиция алтаря с двумя симметричными апсидами, которые образованы в глубине восточной стены, а снаружи окружены единой изогнутой апсидой. Однонефные двухапсидные храмы, скорее всего, как полагают исследователи, были посвящены двум святым. Они известны исследователям в регионе уже с X в., но получили широкое распространение в поздневизантийский период (например, церкви великомученика Георгия в Като-Буларии и великомученика Пантелеимона в Котрафи). Необычным исследователи называют случай покрытия однонефных храмов глухими куполами без барабанов, как в церкви Святой Софии в Лангаде или в парекклисионе Таксиархов в Сайдоне. Исследователи отмечают, что выразительной архитектурой, упрощённой и приспособленной к местному материалу, отличаются небольшие здания, часто построенные «мегалитической кладкой» без оформления фасадов. Продолжается и сооружение претенциозных церковных зданий, хотя при осуществлении этих строительных программ определённые элементы упрощаются, по мнению исследователей, в связи с возможностями местных артелей или экономическими условиями. Творческие поиски мастеров выражаются в усовершенствовании уже известных техник, таких как использование отесанных блоков туфа в кладке сводов, в арках – техники кладки плинфы со скрытым рядом. Элладские черты предыдущего периода ограничиваются элементами купольных храмов, тогда как параллельно, главным образом, в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Южного Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетёнка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Западное влияние прослеживается в определённых строительных приёмах, таких как кладка из отёсанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в некоторых подражаниях готическим образцам, что исследователи связывают с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизантийскую традицию, маниотские мастерские изготавливали в начале XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что с исследователи ввязывают с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы.

 



 
PR-CY.ru