МАНИ - Страница 17

Исследователи отмечают, что влияние искусства крестоносцев было ограничено, но заметно в росписях ряда храмов, например церквей апостола Петра в Глези (1262–1270 гг.), мученицы Кириакии в Маратосе (около 1300 г.), великомученика Георгия Победоносца в Мегали-Кастании (последняя четверть XIII в.). Новаторским исследователи называют декор второго слоя фресок церкви великомучеников Феодоров в Кафьоне (1263–1270 гг.). Исследователи не исключают, что художник происходил из Константинополя (как считал Драндакис) и прибыл на полуотров Мани с военным отрядом севастократора Константина, который упоминается в ктиторской надписи храма вместе с императором Михаилом VIII Палеологом, его супругой Феодорой и высокопоставленными в церковной иерархии донаторами. Этим исследователи готовы объяснить высокое качество фресок: выразительность в передаче объёма, пластичность тел и живописность в моделировке ликов; эти же черты отмечены в первой фазе росписей митрополичьего собора великомученика Димитрия Солунского в Мистре. Исследователи отмечают, что в XIV в. и первой половине XV в. количество фресковых ансамблей уменьшается, они продолжают следовать традиционной схеме упрощённым, почти наивным способом: росписи церквей святого Таксиарха или святого Луки в Калосе (1300–1320 гг.), великомученика Георгия в Ките (1321 г., художник Феодосий), великомученицы Марины в Лангаде (1347/1348 г., второй слой), Николая Чудотворца в Полемитесе (вторая половина XIV в.) и святой Параскевы в Плаце (1412 г.). Второй слой фресок в церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени близ села Франгулиас (1322/1323 г.) представляет произведение талантливого художника, который следует одной из провинциальных версий тенденций первой четверти XIV в., главным образом, фрескам церкви Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Мистре. Исследователи отмечают, что фресковый ансамбль церкви великомученика Георгия Победоносца в Никандрио был выполнен в стиле новейших тенденций первой четверти XIV в. Вехой в развитии монументальной живописи Мани исследователи называют роспись церкви Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы. Исследователи отмечают, что фрески центрального нефа (заказ Константина Спана в 1337/1338 г.) созданы в «экспрессионистской» манере и сочетают выразительность в передаче объёма с энергичным и драматическим движением под влиянием искусства столицы Морейского деспотата – Мистры. Фрески южного придела, выполненные позднее, в 1343/1344 и 1348/1349 гг., следуют стилю росписей центрального нефа более формальным образом. Фрески северного нефа недавно были датированы серединой XIV в. Той же традиции следуют во второй половине XIV в. росписи церкви апостола Петра в Мегали-Кастании. Ближайшей стилистической параллелью провинциальной, эклектичной и антиклассической тенденции в создании фресок церкви апостола Петра служат росписи церкви Ай-Николакис в том же населенном пункте.

 



 
PR-CY.ru