МАНИ - Страница 16

На основании сохранившейся датировки росписей церкви мученика Маманта (1232 г.) деятельность мастерской исследователи относят к первой половине XIII в. Иконография и стиль фресок следуют внутренней линии развития живописи в этом регионе с X–XI вв. параллельно с наивными проявлениями новаторских элементов официальной живописи. Качественной живописью того же времени исследователи называют фрески древнейшего слоя росписей храма Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца в Ставропийи, принадлежащие мастеру, явно осведомлённому о развитии стиля в крупных художественных центрах. Многие фресковые ансамбли были созданы во второй половине XIII в., когда полуостров Мани находился в эпицентре борьбы Византийской империи за восстановление своей власти в регионе. Исследователи считают, что большое количество расписанных храмов могло быть построено в связи с ростом населения за счёт беженцев, которые таким образом выражали благодарность за избавление от латинских завоевателей. Росписи многих храмов носят провинциальный характер и сохраняют архаичные иконографические черты (изображение в конхах святых, которым посвящён храм; фронтальные изображения иерархов в апсидах). Многочисленные изображения святых воинов – дань уважения маниотов к ратным подвигам сражавшихся против завоевателей. Личные предпочтения заказчиков определили иконографические особенности фресок, например, в конхе церкви мучеников Сергия и Вакха в Ките (около 1265 – 1285 гг.), где в композиции «Деисус» на месте святого Иоанна Предтечи помещена фигура ангела или одного из святых покровителей храма. Стилистически фрески сохраняют черты позднекомниновского искусства (схематизм изображений и линеарная трактовка складок одежд) в сочетании с новыми прогрессивными тенденциями (поиск пластичности и монументальности образов). Определённые живописные ансамбли, такие как в церквах Агитрии (около 1265 – 1275 гг.), святой Параскевы в Спилея-Диру (первый слой, около 1265 – 1275 гг.) и во Влахернской церкви в Мезапосе (около 1265 – 1275 гг.), выдают художников, которые следуют новаторским тенденциям в искусстве митрополии. Более провинциальный характер исследователи видят в декоре церквей архангела Михаила в Полемитесе (1278 г., мастер Георгий Константиниан) и великомученика Георгия Победоносца в Каринии (1281 г.), а также во фресках руинированного храма Успения Пресвятой Богородицы в местности Коракис близ Мины, созданных одной местной мастерской в последней четверти XIII в. Та же провинциальная тенденция проявляется во фресках многочисленных церквей, таких как святых Бессребреников в Кипуле (1265 г., мастера братья Николай и Феодор из Рецицы), Николая Чудотворца в Глези (третья четверть XIII в.), Василия Великого в Калосе (конец XIII в.), Николая Чудотворца «стис Маруленас» в Мегали-Кастании (конец XIII в.), великомученика Пантелеимона в Котрафи (около 1300 г.; при этом, по мнению исследователей, качество выполнения работ разное).

 



 
PR-CY.ru