МАНИ - Страница 13

Форма барабана купола следует старым образцам, но наличие ложных окон по сторонам барабана сходно с близлежащими храмами поздневизантийского периода. Закрытие ложных окон плитами из сланца напоминает средневизантийскую маниотскую традицию возведения куполов афинского типа, мастер пытается сочетать элементы окон с глухими нишами барабанов. Каменные рёбра, изображающие крест в полусфере купола, характерны и для церкви святого Иоанна Предтечи в селе Керия, тогда как отёсанные камни в концентрических кольцах между треугольными разделами соответствуют сводам поздневизантийских памятников. Сооружение церкви Спасителя в Гарденице исследователи относят к первой половине XI в. Исследователи отмечают, что эта постройка отличается от средневизантийской традиции: при сооружении храма использовали архитектурные решения памятников Морейского деспотата. Пятигранная средняя и трёхгранные боковые апсиды, так же как и форма барабана купола, являются оригинальными для Мани, но имеют параллели на территории Лаконии начиная с палеологовского периода. Разнообразие декоративных средств и избыточность внешнего декора, поиски многоцветия, что отражается, главным образом, в поверхности центральной апсиды, характеризуют архитектурную манеру эпохи Палеологов. Принимая во внимание датировку, предложенную для древнейшего слоя фресок (около 1300 г.), исследователи считают, что храм был построен в то же время. Пластичность оформлению западного фасада придает большой прямоугольный портик с арками по боковым сторонам, аналогичный – в церкви архангела Михаила в Каковуно. Исследователи отмечают, что небольшой двухстолпный крестово-купольный храм великомученицы Варвары на побережье бухты Скутари в Като-Мани представляет упрощённый архитектурный стиль, свойственный поздневизантийской эпохе. Декоративными элементами фасадов исследователи называют только кирпичные пояса с мотивом «рыбьей кости» на карнизах торцов рукавов креста и небольшая лента с тем же мотивом в сочетании с крестообразным украшением по обеим сторонам окна западного фасада. Церковь святителя Николая Чудотворца в Ерме, хотя раньше и считалась постройкой средневизантийского периода, скорее, по мнению исследователей, должна быть отнесена к первой половине XIV в. В форме барабана и окон исследователи видят влияние архитектурной традиции Мистры. Церковь Спасителя в селе Лангада (Эксо-Мани) типа простого четырёхстолпного крестово-купольного храма исследователи датируют серединой XIV в. Особый интерес для исследователей представляют оформление западного фасада глухими нишами и готические элементы в окнах и куполе. Подражание готическим образцам прослеживается и в других памятниках, возведённых той же группой мастеров в Мани (церкви Спасителя в Милья и великомученика Георгия в Конакии). Западный фасад увенчан звонницей с богатым керамопластическим декором.

 



 
PR-CY.ru