МАНИ - Страница 11

Церковные здания строили с использованием соединительного раствора на стыках, хотя его следы обнаружены не везде, многие исследователи считали этот метод технологией сухой кладки. Исследователи считают, что единственный отличительный элемент фасадов таких церквей – это «облегчающая» арка над дверью, обычно сложенная из хорошо отёсанных квадров туфа. В комниновский период одновременно с крестово-купольными храмами в Меса-Мани возводили однонефные церкви. Исследователи полагают, что их строили местные артели, которые необычным способом адаптировали черты строительных программ крестово-купольных храмов. Иногда подчёркивались отдельные архитектурные элементы, обычно – дверные проёмы (церкви великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, Пресвятой Богородицы Фанеромени близ села Франгулиас (Франгулианика)). В других случаях применялась безупречная сборка с высеченными изображениями (церкви великомученицы Варвары и Николая Чудотворца в Глези, Василия Великого в Мандофоросе, святой Соломонии близ Триандафильи), или отдавалось предпочтение кладке из больших квадров для облицовки стены, сложенной из неотёсанных камней (церкви апостола Иоанна Богослова и священномученика Власия в Пиргос-Диру, безымянный храм в Сулани близ Эримоса, церковь святых Марий в Гарденице). В других случаях такие храмы «подражали» способам строительства и оформления фасадов храмов типа вписанного креста (кладка «клуазоне», керамопластический декор и вмонтированные в стены сосуды) – церкви великомученицы Варвары и Николая Чудотворца в Глези, святого Феодора в Калосе. Расцвет декоративной резьбы средневизантийского периода проявился в разнообразии мраморных деталей (рамы дверных проёмов, «перегородки» окон, поддерживающие своды восьмигранные колонны, капители колонн, колонки и водостоки барабанов, темплоны). Исследователи отмечают, что особого упоминания заслуживает местная артель скульпторов из Майны второй половины XI в. (около 1075 г.) под руководством резчика по мрамору Никиты, сохранилось пять подписанных им произведений. При использовании общих для средневизантийской резьбы мотивов оригинальный характер произведениям этой артели придавали низкий рельеф, техника «шамплеве» и тщательная обработка деталей. Современником Никиты, под влиянием которого, очевидно, он находился, был мастер Георгий, автор темплона (1079 г.) в церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени близ села Франгулиас. Зафиксированные вопреки обычной практике в эпиграфике данной местности имена резчиков по мрамору во второй половине XI в. указывают на важное место мастеров в обществе Мани и на небольшую социальную дифференциацию между ними и заказчиками (все они были членами одного аграрного общества).

 



 
PR-CY.ru